Обучение включенное - Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ высш и сред пед учеб заведений. М.: И


^ Обучение включенное — специально организуемая и планируе­мая учебная деятельность, направленная на получение практиче­ского результата, а необходимые для этого знания усваиваются попутно.

^ Обучение дистанционное — образовательная технология, при к-рой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого колледжа или универ­ситета. Реализация этой цели обеспечивается богатейшим набо­ром современных информационных технологий: учебники и др. печатные издания, передача изучаемых материалов по компью­терным телекоммуникациям, видеопленки, дискуссии и семи­нары, проводимые через компьютерные телекоммуникации, трансляция учебных программ по национальным и региональ­ным телевизионным и радиостанциям, кабельное телевидение и голосовая почта, двусторонние видеоконференции, односторон­няя видеотрансляция с обратной связью по телефону и др. О. д. обеспечивает учащимся гибкость в выборе места и времени обу­чения, возможность обучаться без отрыва от основной деятель­ности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных рай­онах, свободу выбора дисциплин, возможность общения с видными представителями науки, образования и культуры, спо­собствует интерактивному взаимодействию обучаемых и препо-

95

давателей, активизации самостоятельной работы и удовлетворе­нию самообразовательных потребностей учащихся.

^ Обучение интегрированное — совместное обучение детей-ин­валидов и детей с незначительными нарушениями и отклонения­ми в развитии вместе со здоровыми детьми, с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних. И. о. бывает комбинированным (ученик обучается в классе/группе здоровых детей и получает систематическую помощь учителя-де-фектолога), частичным (отдельные дети часть дня проводят в спец­группах, а часть в обычных), временным (дети, обучающиеся в спецгруппах, и учащиеся обычных классов объединяются для про­ведения совместных прогулок, праздников, соревнований, отдель­ных дел), полным (1—2 ребенка с отклонениями в развитии вли­ваются в обычные группы детского сада, классы, школы, коррекционную помощь им оказывают родители под контролем специалистов).

^ Обучение контекстное — обучение, в к-ром соединяются пред­метное и соц. содержание будущего профессионального труда и тем самым обеспечиваются условия перевода учебной деятель­ности студента в профессиональную деятельность специалиста. О. к. позволяет преодолеть основное противоречие профессио­нального обучения, к-рое заключается в том, что овладение де­ятельностью специалиста должно обеспечиваться в рамках и сред­ствами качественно иной — учебной деятельности. Это противоречие преодолевается в О. к. за счет реализации динами­ческой модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности (в форме лекции, напр.) через квазипро-фессиснальную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности. Разрабатывается А.А.Вербицким.

^ Обучение политехническое — обучение, ориентированное на ус­воение учащимися общенаучных принципов современного произ­водства, овладение практическими приемами и навыками обраще­ния с техническими средствами производства и орудиями труда и формирование способности ориентироваться в современной тех­нике и технологии, в тенденциях их развития. В советский период все общеобразовательные школы страны были политехническими. В настоящее время О. п. осуществляется в специальных учебных за­ведениях, готовящих специалистов технических профессий.

^ Обучение проблемное — активное развивающее обучение, ос­нованное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом О. п. является выдвижение и обосно-

96

вание проблемы (сложной познавательной задачи, представляю­щей теоретический или практический интерес). Если проблема заинтересовала обучаемых, то возникает проблемная ситуация. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: про­блемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уров­ни. О. п. разработано С.Л.Рубинштейном, Н.А.Менчинской, А-И.Матюшкиным, М.Н.Скаткиным, М.И.Махмутовым, И.ЯЛер-нером и др.

^ Обучение программированное — один из видов обучения, осу­ществляемый по заранее составленной обучающей программе, к-рая реализуется обычно с помощью программированных учеб­ников и обучающих машин. При О. п. материал и деятельность обучаемого расчленяются на порции (дозы) и шаги (этапы обу­чения); выполнение каждого шага контролируется, переход к ус­воению последующей порции материала зависит от качества ус­воения предыдущей. Такое построение обучения обеспечивает более глубокое и полное усвоение учащимися материала. О. п. раз­работано Б.Ф.Скиннером, Н.Краудером (США), отечественными психологами и педагогами — А.И.Бергом, В.П.Беспалько, А.Н.Ле-онтьевым, П.Я.Гальпериным, Ю.А.Самариным, T-А.Ильиной и др. Обучение развивающее — ориентация учебного процесса на по­тенциальные возможности человека и на их реализацию. В кон­цепции О. р. ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.

ОБУЧЕННОСТЬ — результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся к сегод­няшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и при­емы их приобретения (умение учиться).

ОБЩЕНИЕ — взаимодействие двух или более людей, состоя­щее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. О. явля­ется необходимым условием развития и формирования личностей и групп.

^ Общение педагогическое — профессиональное общение препо­давателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. О. п. входит в структуру методов и приемов воспитания и обучения и является способом их реализации. Выполняет информационную, самопрезентативную, активную, аффективную и соц. перцептив­ную функции.

^ Общение перцептивное — адекватное восприятие человека, уме­ние проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психи­ческое состояние в каждый отдельный момент, умение понять

97

мотивы его поведения. Учителю необходимо постоянно развивать свои способности к О. п.

^ Общение фатическое (от лат. fatuus — глупый) — бессодержа­тельное общение ради самого процесса общения. Общения ведущий тип — тип общения, преобладающий в тот или иной возрастной период, благодаря к-рому у человека фор­мируются основные личностные качества, соответствующие дан­ной ступени развития личности.

^ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — совокупное оценочное суж­дение, выражающее отношение коллектива, соц. общности (или их значительной части) к различным событиям и явлениям окру­жающей действительности, затрагивающим общие интересы. В про­цессе воспитания выступает как вид опосредованного требования и критерий сформированности детского коллектива.

^ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ (МОЛОДЕЖНЫЕ) ОБЪЕДИ­НЕНИЯ — общественные формирования, в к-рых самостоятель­но или совместно со взрослыми добровольно объединяются несо­вершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их соц. потребности. Такими объединениями при­знаются детские, подростковые и юношеские группы, команды, клубы, союзы, общества, иные сообщества юных граждан, а так­же ассоциации этих объединений.

^ ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ - общество, характери­зующееся высоким уровнем производства и потребления инфор­мации и информационных услуг. Компьютерная революция, про­изошедшая в ряде цивилизованных стран мира, приводит к изменению духовного мира человека, идеологии общества, под­ходов к определению содержания образования и разработке но­вых информационных образовательных технологий.

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ — черта характера, выражающая потреб­ность и способность личности к общению с др. людьми, установ­лению с ними взаимопонимания. Для общительного человека ха­рактерны легкость контактов, умение не теряться в ситуациях общения, стремление к инициативе, лидерству в группе.

^ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ (в пед.) — пед. пространство, об­ласть, в рамках к-рой находится (содержится) то, что будет изу­чаться. О. и. пед. науки является сфера обучения и воспитания лю­дей, а предметом — закономерности процессов, происходящих в этой сфере. В рамках О. и. можно говорить о различных предметах исследования.

ОБЪЯСНЕНИЕ — 1) словесный метод обучения: пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала; 2) совокупность приемов, помогающих установить достоверность суждения относительно неясного, не-

98

раскрытого явления или имеющих целью дать более ясное пред­ставление о том или ином известном явлении.

ОДАРЕННОСТЬ — 1) качественно своеобразное сочетание спо­собностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности;

2) общие способности или общие моменты способностей, обус­ловливающие широту возможностей человека, уровень и своеоб­разие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интел­лект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задат­ков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талант­ливость; наличие внутренних условий для выдающихся достиже­ний в деятельности. Многозначность термина О. указывает на мно-гоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека. О. как наиболее общая характеристика сферы способно­стей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического и соц.-психол.-пед.

^ Одаренность умственная — общая способность человека созна­тельно направить свое мышление на новые требования, приспо­собить его к решению новых задач и к новым условиям жизни. Направленность на новое отличает О. у. от памяти', признак при­способления — от гениальности (сущность к-рой состоит в само­произвольном творчестве); признак всеобщности отличает О. у. от таланта (к-рый у человека проявляется, как правило, в к.-л. оп­ределенном виде деятельности). Термин разработан В.Штерном.

^ ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ — дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного раз­вития — степени опережения ребенком при прочих равных усло­виях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной ода­ренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку перво­степенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше дру­гих можно обнаружить художественную одаренность детей (в об­ласти музыки, затем — в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Детей с необычай­но ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрез­вычайными достижениями в к.-л. деятельности называют вундер­киндами.

ОДИНОЧЕСТВО — один из психогенных факторов, влияю­щих на эмоциональное состояние человека, попавшего в условия изоляции от др. людей или оказавшегося в непривычной, изме­ненной обстановке. В условиях О. может возникнуть психол, шок, характеризующийся тревожностью, депрессией, нарушением ве-

99

гетативных реакций, актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности чело­век персонифицирует предметы (куклы и др.), различных живот­ных (от пауков до лошадей), создает силой воображения партне­ров, с к-рыми начинает разговаривать вслух. Затянувшееся пребываниие в жестких условиях О. вызывает глубокие психиче­ские изменения, появляются сверхценные идеи, галлюцинации, наблюдается раздвоение личности. У детей даже ограничение пол­ноценного общения может вызвать состояние госпитализации, нередко приводящее к ЗПР.

ОЗАРЕНИЕ - см. Инсайт.

ОЛИГОФРЕНИЯ — врожденное или рано приобретенное недоразвитие психической деятельности, к-рое по степени вы­раженности дефекта делится на дебилъность, имбецилъность и иди­отию.

Дебильность — наиболее легкая (по сравнению с идиотией и им-бецильностью) степень умственной отсталости. Усвоение учебно­го материала по любому предмету школьной программы для де­билов чрезвычайно трудно. Нуждаются в специальном обучении. Выделяются: легкая, средняя и выраженная Д.

Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. У де­тей-идиотов не развивается мышление, вследствие чего им недо­ступно осмысление окружающего, медленно развивается речевая функция, нарушена моторика, координация движений, ориен­тировка в пространстве, формирование элементарных навыков са­мообслуживания и гигиены.

Имбецильность (от лат. imbecillus — слабый, немощный) — вы­раженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрении. Дети-имбецилы обладают определенными возмож­ностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных тру­довых навыков, но из-за грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики, эмоци­онально-волевой сферы они практически необучаемы даже во вспо­могательных школах.

ОПЕРАЦИЯ (от лат. operatic — действие) — в психологии:

единица деятельности, способ выполнения действия в конкрет­ной, реальной или условной ситуации. Понятие введено А.НЛе-онтьевым.

^ ОПОРНЫЙ СИГНАЛ — средство наглядности (схема, рису­нок, чертеж, криптограмма), содержащее необходимую для дол­говременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания).

ОПРОС — сбор первичной информации путем постановки

стандартизированной системы вопросов (применяется в соц., пси-

^

100

хол., пед. и др. исследованиях). Методики О. подразделяются на два основных типа: анкетирование и интервьюирование.

ОПТИМАЛЬНОСТЬ — достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников. Проблемы О. учебно-воспитательного процесса (наря­ду с его эффективностью — достижение запланированных поло­жительных результатов) постоянно находятся в центре внимания отечественной дидактики.

ОПТИМИЗМ — представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро.

^ ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — 1) творческое, активное ос­воение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. О. п. подразделяется на исторический (результаты пед. теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты пед. теории и практики, к-рые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учи­тель получает лучшие результаты за счет усовершенствования име­ющихся средств, оптимальной организации пед. процесса), нова­торский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства); 2) дидактические системы, разработанные на основе теорий, высокая эффективность к-рых была доказала в процессе пед. практики (теория общего развития (Л.В.Занков), теория по­этапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, З.Ф.Талызина), теория содержательных обобщений (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, И.Я. Лернер), теория пед. сотрудничества (гума­нистической педагогики) (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Ф.Шаталов, Ш.А.Амонашвили, Н.П.Гузик и др.), теория реше­ния изобретательских задач (Г.С.Альтшуллер).

^ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКАЯ (МОЛОДЕЖНАЯ) - особый вид общественного объединения, обладающий следующими призна­ками: наличие ценностной идеи (цели), на осуществление к-рой направлена совместная деятельность детей и взрослых; доброволь­ное вступление в организацию и свободный выход из нее; фикси­рованное членство; организационная самостоятельность, самоуп­равление, совместное соц. творчество; четко выраженная структура, определяющая положение каждого члена организации; установ­ленные для всех нормы, правила, а также гарантированные права совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности); преобладание в ее составе несовер­шеннолетних граждан; наличие устава, программы, положения.

^ ОРГАНИЗАЦИЯ (ГРУППА) НЕФОРМАЛЬНАЯ - система нормативно не предусмотренных и не регулируемых в админист-

101

ративном или правовом порядке личностных и межгрупповых отношений, к-рые складываются на основе психол, факторов, от­личаются определенной направленностью интересов, общения, сотрудничества, атрибутами, символикой. Неформальные органи­зации могут иметь как позитивные пед. и общественные результа­ты, так и негативные. Условно подразделяются на просоциальные (приносящие обществу определенную пользу), социально-нейтраль­ные (индифферентные в соц. отношении, занятые в основном удов­летворением собственных интересов и демонстративно ставящие себя вне общества), антисоциальные (откровенно антиобществен­ные объединения, прежде всего нацистские и национал-патрио­тические, сектантско-религиозные объединения).

^ ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД) - сис­тема представлений человека о цели, плане и средствах осуществ­ления предстоящего или выполняемого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (термин введен П.Я.Гальпериным). На этом этапе происходит предварительное ознакомление с действиями, овладение ООД, то есть системой внутренних указаний о том, как выполнять то или иной действие.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе соц., нравственными и правовыми нормами и прави­лами, чувством долга. Воспитание О. у растущего человека — акту­альная задача современной школы. Не менее важна О. и самого учи­теля. Безответственный учитель — недопустимое явление в образовательной сфере.

ОТНОШЕНИЯ — целостная система индивидуальных, избира­тельных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. О. характеризует тот конкретный смысл, к-рый имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека влияет на формирование его личностного отношения к самому себе. А.С.Макаренко считал, что воспитание есть не что иное, как формирование у воспитанников системы отношений. Отношение ученика к учению — установившаяся позиция уча­щегося, к-рая определяет направленность, и интенсивность его восприятия, мышления и действий в сфере обучения.

^ Отношения межличностные — субъективно переживаемые взаи­мосвязи между людьми; проявляются в характере и способах вза­имных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

^ ОТРАЖЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ (в др. терминологии - пер­цептивно-рефлексивная сторона общения) — восприятие, позна-г)

102

ние, понимание воспитателем воспитанника и себя как участни­ков взаимодействия. О. в в. — механизм обратной информации, обратной связи, показывающий последствия воспитательных дей­ствий, условие эффективного воздействия на школьника.

^ ОУЭН Роберт (1771—1858) — англ. социалист-утопист. Основ­ные работы: «Об образовании человеческого характера», «Книга нового нравственного мира» и др. Полагал, что начало качествен­но новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии — мо­жет быть положено лишь соответствующим воспитанием людей. Во всех недостатках современников считал виноватой соц. среду — капитализм, замена к-рого на социализм будет способствовать из­менению к лучшему человеческих нравов. Развивал идею соедине­ния обучения с производительным трудом детей. Утверждал, что только общественное воспитание в коммунистических общинах будет способствовать формированию всесторонне развитых людей. Выступал за антирелигиозное светское образование. В течение жизни неоднократно пытался реализовать свои идеи: в Нью-Лэ-нарке (Шотландия) создал «Новый институт для образования характера», в к-рый входили «Школа для маленьких детей», состоящая из яслей и детсада, а также начальная школа для детей 5—10 лет. По вечерам в «Новом институте» проводились занятия для подростков, работающих на фабрике, для взрос­лых устраивались лекции, культурные развлечения и консуль­тации. Принципу всестороннего развития и соединения обуче­ния с производительным трудом О. следовал, создавая опыт­ные коммунистические колонии «Новая гармония» в США, Орбистон, Гармон-холл в Великобритании.

^ ОШИБКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — использование учителем средств пед. деятельности или общения, приводящих к наруше­нию профессиональных норм, правил, эталонов (напр., униже­ние ученика, снижение отметки по предмету в ответ на дисцип­линарное нарушение школьника, формальное выставление «тройки» при отсутствии знаний и т. д.). О. п. возникают как вслед­ствие объективных причин (следование профессионала-педагога соц. предписаниям, противоречащим парадигмам образователь­ного процесса), так и субъективных (профессиональная некомпе­тентность, личностная профнепригодность).

^ ОШИБКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ - резуль­тат неправильного воспитательного взаимодействия, обусловлен­ный уровнем сформированности пед. сознания учителя. Проявля­ются в выставлении завышенных оценок (О. «великодушия»), стремлении избегать крайних оценок (О. «центральной тенденции»);

переносе личностного отношения на оценивание (О. «ореола»);

оценивании знаний, качеств личности и поведения обучающего-

103

ся в зависимости от выраженности тех же характеристик у препо­давателя (О. «контраста»), неумении преподавателя после высо­кой отметки сразу ставить низкую и наоборот (О. «близости»);

вынесении сходных оценок разным проявлениям, к-рые кажутся логически связанными (логические О.).

п

^ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (от греч. paradeigma - при­мер, образец) — совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным пед. сообществом на каж­дом этапе развития педагогики, к-рыми руководствуются в ка­честве образца (модели, стандарта) при решении пед. проблем;

определенный набор предписаний (регулятивов). Понятие «пара­дигма» введено амер. историком Т. Куном, выделившим различ­ные этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), этап кризиса в научной революции, заключающийся в смене П., переходе от одной П. к др.

^ ПА(Р)ТИСИПАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬ­НЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ (от англ. participate — участвовать) — управление, основанное на включении, участии пед. коллектива в процесс выработки, принятия и реализации управленческих ре­шений. Для П. у. о. у. характерны: привлечение учителей, родите­лей, учеников, спонсоров и др. к работе различных органов внут­ришкольного управления; выборность руководителей; наличие коллегиальных органов управления; широкое использование про­цедуры голосования; подчинение меньшинства большинству при создании условий свободного волеизъявления меньшинства; глас­ность и открытость в принятии решений; доступность всех заин­тересованных лиц к управленческой документации и информа­ции и др.

^ ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ — специалист по работе с детьми и взрослым населением в соц.-культурной и семейно-бытовой сферах. В соответствии с тарифно-квалификационной характери­стикой, включающей его должностные обязанности (7—14-й раз­ряды), соц. педагог:

— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и соц. защите личности детей в учрежде­ниях и по месту жительства;

— изучает особенности личности обучающихся, окружающей микросреды, условия жизни;

104 9

— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и свое­временно оказывает им соц. помощь и поддержку;

— выступает посредником между личностью подопечных и уч­реждением, семьей, средой, специалистами различных соц. служб, ведомств и административных органов;

— определяет задачи, формы, методы соц.-пед. работы, спосо­бы решения личных и соц. проблем, принимает меры по соц. за­щите и помощи, реализации прав и свобод личности вос­питанников;

— организует различные виды соц. ценной деятельности детей и взрослых, мероприятия, направленные на развитие соц. иници­атив, реализацию соц. проектов и программ, участвует в их раз­работке и утверждении;

— способствует установлению гуманных, нравственно здоро­вых отношений в соц. среде;

— содействует созданию обстановки психол, комфорта и безо­пасности личности воспитанников, заботится об охране их жизни

и здоровья;

— осуществляет работу по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сбере­гательных вкладов, использованию ценных бумаг воспитанников из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;

— взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами соц. служб, семейных и моло­дежных служб занятости, с благотворительными организациями и т. д. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попе­чительстве, с ограниченными физическими возможностями, де-виантным поведением, а также попавшим в экстремальные си­туации.

ПЕДАГОГИКА — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, орга­нически связанные с законами развития общественных отноше­ний и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирова­ния подрастающих поколений, особенности и условия органи­зации пед. процесса; 2) совокупностъ теоретических и приклад­ных наук, изучающих воспитание, образование и обучение;

3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в про­цессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с само­воспитанием, самообразованием и самообучением и направлен­ных на развитие, человека; 4) учебный курс, к-рый преподается в пед. учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам.

105

0011057862014911.html
0011185606917478.html
0011267356364568.html
0011412798981481.html
0011516000807976.html
http://vqj.deutsch-service.ru/documentazlhiqj.html
http://vht.deutsch-service.ru/documentaxogyaj.html
http://uay.deutsch-service.ru/documentaqjhagn.html
http://regd.deutsch-service.ru/2456653407941570.html
http://sny.deutsch-service.ru/documentahuriyz.html
http://srl.deutsch-service.ru/documentaiqgcvx.html
http://sie.deutsch-service.ru/documentagoidrd.html
http://tsz.deutsch-service.ru/documentaopttlx.html
http://sob.deutsch-service.ru/documentahwimgv.html
http://reiy.deutsch-service.ru/8830662502917708.html
http://wlj.deutsch-service.ru/documentbeautnt.html
http://regt.deutsch-service.ru/4026966728853308.html
http://vdi.deutsch-service.ru/documentawozufp.html
http://reia.deutsch-service.ru/6361163071620124.html
http://skf.deutsch-service.ru/documentahagkfx.html
http://rux.deutsch-service.ru/documentadqucov.html
http://regw.deutsch-service.ru/3701209419728631.html
http://wkl.deutsch-service.ru/documentbdvjkzh.html
http://saa.deutsch-service.ru/documentaeukxzt.html
http://whb.deutsch-service.ru/documentbdbrtsr.html
http://reiv.deutsch-service.ru/8720815582313962.html
http://rehl.deutsch-service.ru/5214523083250507.html
http://regp.deutsch-service.ru/3276260976947477.html
http://uzt.deutsch-service.ru/documentavtxdkz.html
http://tiu.deutsch-service.ru/documentamkhysf.html
http://tpz.deutsch-service.ru/documentanyrnef.html
http://sya.deutsch-service.ru/documentakaveqz.html
http://ucm.deutsch-service.ru/documentaqrsqib.html
http://wkb.deutsch-service.ru/documentbdsxdjt.html
http://refr.deutsch-service.ru/1265364786100537.html
http://rgs.deutsch-service.ru/documentaaoxtjl.html
http://regs.deutsch-service.ru/3987077770435335.html
http://tku.deutsch-service.ru/documentamuvlqv.html
http://reje.deutsch-service.ru/9305782444701725.html
http://rehs.deutsch-service.ru/6322650991431809.html
http://regw.deutsch-service.ru/3934055335106562.html
http://whf.deutsch-service.ru/documentbdcxwaz.html
http://reig.deutsch-service.ru/7460713139467988.html
http://rehc.deutsch-service.ru/4963378250598730.html
http://refs.deutsch-service.ru/1177038386898429.html
http://rehs.deutsch-service.ru/6003607294077324.html
http://rehj.deutsch-service.ru/5259939615399335.html
http://sfq.deutsch-service.ru/documentafzwabx.html
http://refn.deutsch-service.ru/0608963779236211.html
http://regu.deutsch-service.ru/4029145726747728.html
http://reij.deutsch-service.ru/7629888312222183.html
http://rux.deutsch-service.ru/documentadqklcj.html
http://vqq.deutsch-service.ru/documentazmxogv.html
http://regw.deutsch-service.ru/3631853762432466.html
http://refj.deutsch-service.ru/0696638176962522.html
http://regu.deutsch-service.ru/3747997191398282.html
http://reix.deutsch-service.ru/8763827670060603.html
http://regb.deutsch-service.ru/2148893998579675.html
http://regd.deutsch-service.ru/2703166435130617.html
http://rehj.deutsch-service.ru/5052235462208742.html
http://vto.deutsch-service.ru/documentbadiban.html
http://refx.deutsch-service.ru/1428512457411521.html
http://vbl.deutsch-service.ru/documentawdookn.html
http://reil.deutsch-service.ru/7931556005648244.html
http://reiv.deutsch-service.ru/8910925928312160.html
http://reic.deutsch-service.ru/7223384117195618.html
http://ref.deutsch-service.ru/documentaaangrp.html
http://rmw.deutsch-service.ru/documentabxqzcj.html
http://regl.deutsch-service.ru/2760137758786642.html
http://umi.deutsch-service.ru/documentasvjodl.html
http://reie.deutsch-service.ru/6805513726582261.html
http://rehy.deutsch-service.ru/6583551444165754.html
http://reig.deutsch-service.ru/7581964393239204.html
http://tpu.deutsch-service.ru/documentanxdcwn.html
http://regi.deutsch-service.ru/3057407978731325.html
http://reih.deutsch-service.ru/7618901439778336.html
http://rze.deutsch-service.ru/documentaepwtnd.html
http://usi.deutsch-service.ru/documentaueoffd.html
http://rehg.deutsch-service.ru/4663304603544106.html
http://wes.deutsch-service.ru/documentbcodgaz.html
http://reie.deutsch-service.ru/7033845631126437.html
http://reif.deutsch-service.ru/6992863924709572.html
http://wcc.deutsch-service.ru/documentbcasaeb.html
http://ugd.deutsch-service.ru/documentarmpznt.html
http://rehu.deutsch-service.ru/6098645702177885.html
http://refh.deutsch-service.ru/0360276059025707.html
http://whq.deutsch-service.ru/documentbdfavav.html
http://rehs.deutsch-service.ru/6099122694714479.html
http://regs.deutsch-service.ru/3886712610447770.html
http://rege.deutsch-service.ru/2514048823051941.html
http://regu.deutsch-service.ru/3998073850507178.html
http://rejd.deutsch-service.ru/9151525120373279.html
http://reie.deutsch-service.ru/6863139521087952.html
http://wjt.deutsch-service.ru/documentbdqyazh.html
http://rejc.deutsch-service.ru/9121508696780733.html
http://reiy.deutsch-service.ru/8988707013274979.html
http://wap.deutsch-service.ru/documentbbrumyb.html
http://sax.deutsch-service.ru/documentaezzild.html
http://shv.deutsch-service.ru/documentagnfesf.html
http://reim.deutsch-service.ru/7881607380868640.html
http://wcu.deutsch-service.ru/documentbcdhieb.html
http://vbb.deutsch-service.ru/documentawcedrd.html
http://rse.deutsch-service.ru/documentadblmrh.html
http://regb.deutsch-service.ru/2030507947585480.html
http://uym.deutsch-service.ru/documentavnkgxd.html
http://rehd.deutsch-service.ru/4622058075421771.html
http://ujw.deutsch-service.ru
http://refl.deutsch-service.ru/0728405678681451.html
http://reho.deutsch-service.ru/5688817549702811.html
http://rehl.deutsch-service.ru/5292195574520551.html
http://reiq.deutsch-service.ru/8215014602090130.html
http://refq.deutsch-service.ru/1214558399253546.html
http://reff.deutsch-service.ru/0393675286133832.html
http://reft.deutsch-service.ru/1582578716029888.html
http://regs.deutsch-service.ru/4019155063834357.html
http://rehz.deutsch-service.ru/6590155821260798.html
http://rfi.deutsch-service.ru/documentaafmmdt.html
http://regx.deutsch-service.ru/4103611276559939.html
http://refh.deutsch-service.ru/0215822164827009.html
http://regb.deutsch-service.ru/2251765603587406.html
http://refr.deutsch-service.ru/1142449570828160.html
http://rehe.deutsch-service.ru/4834737456799679.html
http://rehl.deutsch-service.ru/5417956967295722.html
http://vxk.deutsch-service.ru/documentbayvill.html
http://uwz.deutsch-service.ru/documentavelirp.html
http://voq.deutsch-service.ru/documentazbqsjh.html
http://reil.deutsch-service.ru/7971480876204942.html
http://reho.deutsch-service.ru/5533884554848030.html
http://rehb.deutsch-service.ru/4119128017024222.html
http://regv.deutsch-service.ru/3764030929690481.html
http://uek.deutsch-service.ru/documentarcogur.html
http://ttd.deutsch-service.ru/documentaoqzvuf.html
http://tqk.deutsch-service.ru/documentaoaxidd.html
http://rehz.deutsch-service.ru/6615568564769433.html
http://rejb.deutsch-service.ru/9117338366402872.html
http://uuw.deutsch-service.ru/documentausztzt.html
http://reia.deutsch-service.ru/6643701419893497.html
http://rejb.deutsch-service.ru/9119705841805539.html
http://refs.deutsch-service.ru/1108010672531050.html
http://regj.deutsch-service.ru/3025778220733234.html
http://sir.deutsch-service.ru/documentagriodd.html
http://wff.deutsch-service.ru/documentbcrrhnt.html
http://tol.deutsch-service.ru/documentanpwnan.html
http://rejb.deutsch-service.ru/9090005569924719.html
http://wcy.deutsch-service.ru/documentbcefljt.html
http://vvs.deutsch-service.ru/documentbaphifp.html
http://rehc.deutsch-service.ru/4770855340395278.html
http://reif.deutsch-service.ru/7193302228525644.html
http://regl.deutsch-service.ru/2870249400264247.html
http://regl.deutsch-service.ru/2794470866639619.html
http://vpl.deutsch-service.ru/documentazfvdwz.html
http://she.deutsch-service.ru/documentaginarh.html
http://reit.deutsch-service.ru/8372752676718688.html
http://rehj.deutsch-service.ru/5084468342638086.html
http://refp.deutsch-service.ru/1326055887269653.html
http://reft.deutsch-service.ru/1454169558486953.html
http://reih.deutsch-service.ru/7523145521608439.html
http://rod.deutsch-service.ru
http://sjx.deutsch-service.ru/documentagxvxzd.html
http://vus.deutsch-service.ru/documentbaiyvph.html
http://viq.deutsch-service.ru/documentaxsjudd.html
http://refi.deutsch-service.ru/0002770675119554.html
http://reim.deutsch-service.ru/8037793991314357.html
http://vyd.deutsch-service.ru/documentbbdkerp.html
http://reiu.deutsch-service.ru/8425437294988548.html
http://srg.deutsch-service.ru/documentaiorsof.html
http://rejh.deutsch-service.ru/9834928366233770.html
http://reha.deutsch-service.ru/4150752709507402.html
http://reja.deutsch-service.ru/9212859216637614.html
http://utn.deutsch-service.ru/documentaukvvqn.html
http://wdc.deutsch-service.ru/documentbcfgzjd.html
http://tji.deutsch-service.ru/documentamnmrph.html
http://reja.deutsch-service.ru/9491597928270570.html
http://uuv.deutsch-service.ru/documentaussauz.html
http://reid.deutsch-service.ru/7229508998921232.html
http://refo.deutsch-service.ru/1034356852922237.html
http://vmi.deutsch-service.ru/documentayoriej.html
http://rejh.deutsch-service.ru/9656171563963355.html
http://uxi.deutsch-service.ru/documentavgwlfl.html
http://skd.deutsch-service.ru/documentahancuj.html
http://rehp.deutsch-service.ru/5523599090523311.html
http://rehp.deutsch-service.ru/5436590464505064.html
http://tvi.deutsch-service.ru/documentapdkgxt.html
http://rehw.deutsch-service.ru/6742115711667669.html
http://shf.deutsch-service.ru/documentagizwzp.html
http://regt.deutsch-service.ru/3742826616484459.html
http://reht.deutsch-service.ru/5945478567779022.html
http://rejc.deutsch-service.ru/9484163129572672.html
http://regz.deutsch-service.ru/4462395221212129.html
http://refx.deutsch-service.ru/1669478068885449.html
http://sqp.deutsch-service.ru/documentaikekgn.html
http://teo.deutsch-service.ru/documentalmircb.html
http://vpy.deutsch-service.ru/documentazifxob.html
http://vom.deutsch-service.ru/documentazagqmr.html
http://reim.deutsch-service.ru/7879943061636171.html
http://refm.deutsch-service.ru/0794017423743471.html
http://rehx.deutsch-service.ru/6413636380116614.html
http://refy.deutsch-service.ru/2246970492538704.html
http://refo.deutsch-service.ru/0988658667855724.html
http://reho.deutsch-service.ru/5698550870147213.html
http://refo.deutsch-service.ru/0988982915513982.html
http://reiz.deutsch-service.ru/8900474739235504.html
http://tmq.deutsch-service.ru/documentangjeof.html
http://refl.deutsch-service.ru/0714047020745163.html
http://reih.deutsch-service.ru/7562786080762335.html