Обучение включенное - Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ высш и сред пед учеб заведений. М.: И


^ Обучение включенное — специально организуемая и планируе­мая учебная деятельность, направленная на получение практиче­ского результата, а необходимые для этого знания усваиваются попутно.

^ Обучение дистанционное — образовательная технология, при к-рой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого колледжа или универ­ситета. Реализация этой цели обеспечивается богатейшим набо­ром современных информационных технологий: учебники и др. печатные издания, передача изучаемых материалов по компью­терным телекоммуникациям, видеопленки, дискуссии и семи­нары, проводимые через компьютерные телекоммуникации, трансляция учебных программ по национальным и региональ­ным телевизионным и радиостанциям, кабельное телевидение и голосовая почта, двусторонние видеоконференции, односторон­няя видеотрансляция с обратной связью по телефону и др. О. д. обеспечивает учащимся гибкость в выборе места и времени обу­чения, возможность обучаться без отрыва от основной деятель­ности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных рай­онах, свободу выбора дисциплин, возможность общения с видными представителями науки, образования и культуры, спо­собствует интерактивному взаимодействию обучаемых и препо-

95

давателей, активизации самостоятельной работы и удовлетворе­нию самообразовательных потребностей учащихся.

^ Обучение интегрированное — совместное обучение детей-ин­валидов и детей с незначительными нарушениями и отклонения­ми в развитии вместе со здоровыми детьми, с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних. И. о. бывает комбинированным (ученик обучается в классе/группе здоровых детей и получает систематическую помощь учителя-де-фектолога), частичным (отдельные дети часть дня проводят в спец­группах, а часть в обычных), временным (дети, обучающиеся в спецгруппах, и учащиеся обычных классов объединяются для про­ведения совместных прогулок, праздников, соревнований, отдель­ных дел), полным (1—2 ребенка с отклонениями в развитии вли­ваются в обычные группы детского сада, классы, школы, коррекционную помощь им оказывают родители под контролем специалистов).

^ Обучение контекстное — обучение, в к-ром соединяются пред­метное и соц. содержание будущего профессионального труда и тем самым обеспечиваются условия перевода учебной деятель­ности студента в профессиональную деятельность специалиста. О. к. позволяет преодолеть основное противоречие профессио­нального обучения, к-рое заключается в том, что овладение де­ятельностью специалиста должно обеспечиваться в рамках и сред­ствами качественно иной — учебной деятельности. Это противоречие преодолевается в О. к. за счет реализации динами­ческой модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности (в форме лекции, напр.) через квазипро-фессиснальную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности. Разрабатывается А.А.Вербицким.

^ Обучение политехническое — обучение, ориентированное на ус­воение учащимися общенаучных принципов современного произ­водства, овладение практическими приемами и навыками обраще­ния с техническими средствами производства и орудиями труда и формирование способности ориентироваться в современной тех­нике и технологии, в тенденциях их развития. В советский период все общеобразовательные школы страны были политехническими. В настоящее время О. п. осуществляется в специальных учебных за­ведениях, готовящих специалистов технических профессий.

^ Обучение проблемное — активное развивающее обучение, ос­нованное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом О. п. является выдвижение и обосно-

96

вание проблемы (сложной познавательной задачи, представляю­щей теоретический или практический интерес). Если проблема заинтересовала обучаемых, то возникает проблемная ситуация. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: про­блемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уров­ни. О. п. разработано С.Л.Рубинштейном, Н.А.Менчинской, А-И.Матюшкиным, М.Н.Скаткиным, М.И.Махмутовым, И.ЯЛер-нером и др.

^ Обучение программированное — один из видов обучения, осу­ществляемый по заранее составленной обучающей программе, к-рая реализуется обычно с помощью программированных учеб­ников и обучающих машин. При О. п. материал и деятельность обучаемого расчленяются на порции (дозы) и шаги (этапы обу­чения); выполнение каждого шага контролируется, переход к ус­воению последующей порции материала зависит от качества ус­воения предыдущей. Такое построение обучения обеспечивает более глубокое и полное усвоение учащимися материала. О. п. раз­работано Б.Ф.Скиннером, Н.Краудером (США), отечественными психологами и педагогами — А.И.Бергом, В.П.Беспалько, А.Н.Ле-онтьевым, П.Я.Гальпериным, Ю.А.Самариным, T-А.Ильиной и др. Обучение развивающее — ориентация учебного процесса на по­тенциальные возможности человека и на их реализацию. В кон­цепции О. р. ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.

ОБУЧЕННОСТЬ — результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся к сегод­няшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и при­емы их приобретения (умение учиться).

ОБЩЕНИЕ — взаимодействие двух или более людей, состоя­щее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. О. явля­ется необходимым условием развития и формирования личностей и групп.

^ Общение педагогическое — профессиональное общение препо­давателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. О. п. входит в структуру методов и приемов воспитания и обучения и является способом их реализации. Выполняет информационную, самопрезентативную, активную, аффективную и соц. перцептив­ную функции.

^ Общение перцептивное — адекватное восприятие человека, уме­ние проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психи­ческое состояние в каждый отдельный момент, умение понять

97

мотивы его поведения. Учителю необходимо постоянно развивать свои способности к О. п.

^ Общение фатическое (от лат. fatuus — глупый) — бессодержа­тельное общение ради самого процесса общения. Общения ведущий тип — тип общения, преобладающий в тот или иной возрастной период, благодаря к-рому у человека фор­мируются основные личностные качества, соответствующие дан­ной ступени развития личности.

^ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — совокупное оценочное суж­дение, выражающее отношение коллектива, соц. общности (или их значительной части) к различным событиям и явлениям окру­жающей действительности, затрагивающим общие интересы. В про­цессе воспитания выступает как вид опосредованного требования и критерий сформированности детского коллектива.

^ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ (МОЛОДЕЖНЫЕ) ОБЪЕДИ­НЕНИЯ — общественные формирования, в к-рых самостоятель­но или совместно со взрослыми добровольно объединяются несо­вершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их соц. потребности. Такими объединениями при­знаются детские, подростковые и юношеские группы, команды, клубы, союзы, общества, иные сообщества юных граждан, а так­же ассоциации этих объединений.

^ ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ - общество, характери­зующееся высоким уровнем производства и потребления инфор­мации и информационных услуг. Компьютерная революция, про­изошедшая в ряде цивилизованных стран мира, приводит к изменению духовного мира человека, идеологии общества, под­ходов к определению содержания образования и разработке но­вых информационных образовательных технологий.

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ — черта характера, выражающая потреб­ность и способность личности к общению с др. людьми, установ­лению с ними взаимопонимания. Для общительного человека ха­рактерны легкость контактов, умение не теряться в ситуациях общения, стремление к инициативе, лидерству в группе.

^ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ (в пед.) — пед. пространство, об­ласть, в рамках к-рой находится (содержится) то, что будет изу­чаться. О. и. пед. науки является сфера обучения и воспитания лю­дей, а предметом — закономерности процессов, происходящих в этой сфере. В рамках О. и. можно говорить о различных предметах исследования.

ОБЪЯСНЕНИЕ — 1) словесный метод обучения: пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала; 2) совокупность приемов, помогающих установить достоверность суждения относительно неясного, не-

98

раскрытого явления или имеющих целью дать более ясное пред­ставление о том или ином известном явлении.

ОДАРЕННОСТЬ — 1) качественно своеобразное сочетание спо­собностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности;

2) общие способности или общие моменты способностей, обус­ловливающие широту возможностей человека, уровень и своеоб­разие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интел­лект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задат­ков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талант­ливость; наличие внутренних условий для выдающихся достиже­ний в деятельности. Многозначность термина О. указывает на мно-гоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека. О. как наиболее общая характеристика сферы способно­стей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического и соц.-психол.-пед.

^ Одаренность умственная — общая способность человека созна­тельно направить свое мышление на новые требования, приспо­собить его к решению новых задач и к новым условиям жизни. Направленность на новое отличает О. у. от памяти', признак при­способления — от гениальности (сущность к-рой состоит в само­произвольном творчестве); признак всеобщности отличает О. у. от таланта (к-рый у человека проявляется, как правило, в к.-л. оп­ределенном виде деятельности). Термин разработан В.Штерном.

^ ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ — дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного раз­вития — степени опережения ребенком при прочих равных усло­виях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной ода­ренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку перво­степенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше дру­гих можно обнаружить художественную одаренность детей (в об­ласти музыки, затем — в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Детей с необычай­но ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрез­вычайными достижениями в к.-л. деятельности называют вундер­киндами.

ОДИНОЧЕСТВО — один из психогенных факторов, влияю­щих на эмоциональное состояние человека, попавшего в условия изоляции от др. людей или оказавшегося в непривычной, изме­ненной обстановке. В условиях О. может возникнуть психол, шок, характеризующийся тревожностью, депрессией, нарушением ве-

99

гетативных реакций, актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности чело­век персонифицирует предметы (куклы и др.), различных живот­ных (от пауков до лошадей), создает силой воображения партне­ров, с к-рыми начинает разговаривать вслух. Затянувшееся пребываниие в жестких условиях О. вызывает глубокие психиче­ские изменения, появляются сверхценные идеи, галлюцинации, наблюдается раздвоение личности. У детей даже ограничение пол­ноценного общения может вызвать состояние госпитализации, нередко приводящее к ЗПР.

ОЗАРЕНИЕ - см. Инсайт.

ОЛИГОФРЕНИЯ — врожденное или рано приобретенное недоразвитие психической деятельности, к-рое по степени вы­раженности дефекта делится на дебилъность, имбецилъность и иди­отию.

Дебильность — наиболее легкая (по сравнению с идиотией и им-бецильностью) степень умственной отсталости. Усвоение учебно­го материала по любому предмету школьной программы для де­билов чрезвычайно трудно. Нуждаются в специальном обучении. Выделяются: легкая, средняя и выраженная Д.

Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. У де­тей-идиотов не развивается мышление, вследствие чего им недо­ступно осмысление окружающего, медленно развивается речевая функция, нарушена моторика, координация движений, ориен­тировка в пространстве, формирование элементарных навыков са­мообслуживания и гигиены.

Имбецильность (от лат. imbecillus — слабый, немощный) — вы­раженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрении. Дети-имбецилы обладают определенными возмож­ностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных тру­довых навыков, но из-за грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики, эмоци­онально-волевой сферы они практически необучаемы даже во вспо­могательных школах.

ОПЕРАЦИЯ (от лат. operatic — действие) — в психологии:

единица деятельности, способ выполнения действия в конкрет­ной, реальной или условной ситуации. Понятие введено А.НЛе-онтьевым.

^ ОПОРНЫЙ СИГНАЛ — средство наглядности (схема, рису­нок, чертеж, криптограмма), содержащее необходимую для дол­говременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания).

ОПРОС — сбор первичной информации путем постановки

стандартизированной системы вопросов (применяется в соц., пси-

^

100

хол., пед. и др. исследованиях). Методики О. подразделяются на два основных типа: анкетирование и интервьюирование.

ОПТИМАЛЬНОСТЬ — достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников. Проблемы О. учебно-воспитательного процесса (наря­ду с его эффективностью — достижение запланированных поло­жительных результатов) постоянно находятся в центре внимания отечественной дидактики.

ОПТИМИЗМ — представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро.

^ ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — 1) творческое, активное ос­воение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. О. п. подразделяется на исторический (результаты пед. теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты пед. теории и практики, к-рые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учи­тель получает лучшие результаты за счет усовершенствования име­ющихся средств, оптимальной организации пед. процесса), нова­торский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства); 2) дидактические системы, разработанные на основе теорий, высокая эффективность к-рых была доказала в процессе пед. практики (теория общего развития (Л.В.Занков), теория по­этапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, З.Ф.Талызина), теория содержательных обобщений (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, И.Я. Лернер), теория пед. сотрудничества (гума­нистической педагогики) (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Ф.Шаталов, Ш.А.Амонашвили, Н.П.Гузик и др.), теория реше­ния изобретательских задач (Г.С.Альтшуллер).

^ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКАЯ (МОЛОДЕЖНАЯ) - особый вид общественного объединения, обладающий следующими призна­ками: наличие ценностной идеи (цели), на осуществление к-рой направлена совместная деятельность детей и взрослых; доброволь­ное вступление в организацию и свободный выход из нее; фикси­рованное членство; организационная самостоятельность, самоуп­равление, совместное соц. творчество; четко выраженная структура, определяющая положение каждого члена организации; установ­ленные для всех нормы, правила, а также гарантированные права совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности); преобладание в ее составе несовер­шеннолетних граждан; наличие устава, программы, положения.

^ ОРГАНИЗАЦИЯ (ГРУППА) НЕФОРМАЛЬНАЯ - система нормативно не предусмотренных и не регулируемых в админист-

101

ративном или правовом порядке личностных и межгрупповых отношений, к-рые складываются на основе психол, факторов, от­личаются определенной направленностью интересов, общения, сотрудничества, атрибутами, символикой. Неформальные органи­зации могут иметь как позитивные пед. и общественные результа­ты, так и негативные. Условно подразделяются на просоциальные (приносящие обществу определенную пользу), социально-нейтраль­ные (индифферентные в соц. отношении, занятые в основном удов­летворением собственных интересов и демонстративно ставящие себя вне общества), антисоциальные (откровенно антиобществен­ные объединения, прежде всего нацистские и национал-патрио­тические, сектантско-религиозные объединения).

^ ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД) - сис­тема представлений человека о цели, плане и средствах осуществ­ления предстоящего или выполняемого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (термин введен П.Я.Гальпериным). На этом этапе происходит предварительное ознакомление с действиями, овладение ООД, то есть системой внутренних указаний о том, как выполнять то или иной действие.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе соц., нравственными и правовыми нормами и прави­лами, чувством долга. Воспитание О. у растущего человека — акту­альная задача современной школы. Не менее важна О. и самого учи­теля. Безответственный учитель — недопустимое явление в образовательной сфере.

ОТНОШЕНИЯ — целостная система индивидуальных, избира­тельных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. О. характеризует тот конкретный смысл, к-рый имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека влияет на формирование его личностного отношения к самому себе. А.С.Макаренко считал, что воспитание есть не что иное, как формирование у воспитанников системы отношений. Отношение ученика к учению — установившаяся позиция уча­щегося, к-рая определяет направленность, и интенсивность его восприятия, мышления и действий в сфере обучения.

^ Отношения межличностные — субъективно переживаемые взаи­мосвязи между людьми; проявляются в характере и способах вза­имных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

^ ОТРАЖЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ (в др. терминологии - пер­цептивно-рефлексивная сторона общения) — восприятие, позна-г)

102

ние, понимание воспитателем воспитанника и себя как участни­ков взаимодействия. О. в в. — механизм обратной информации, обратной связи, показывающий последствия воспитательных дей­ствий, условие эффективного воздействия на школьника.

^ ОУЭН Роберт (1771—1858) — англ. социалист-утопист. Основ­ные работы: «Об образовании человеческого характера», «Книга нового нравственного мира» и др. Полагал, что начало качествен­но новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии — мо­жет быть положено лишь соответствующим воспитанием людей. Во всех недостатках современников считал виноватой соц. среду — капитализм, замена к-рого на социализм будет способствовать из­менению к лучшему человеческих нравов. Развивал идею соедине­ния обучения с производительным трудом детей. Утверждал, что только общественное воспитание в коммунистических общинах будет способствовать формированию всесторонне развитых людей. Выступал за антирелигиозное светское образование. В течение жизни неоднократно пытался реализовать свои идеи: в Нью-Лэ-нарке (Шотландия) создал «Новый институт для образования характера», в к-рый входили «Школа для маленьких детей», состоящая из яслей и детсада, а также начальная школа для детей 5—10 лет. По вечерам в «Новом институте» проводились занятия для подростков, работающих на фабрике, для взрос­лых устраивались лекции, культурные развлечения и консуль­тации. Принципу всестороннего развития и соединения обуче­ния с производительным трудом О. следовал, создавая опыт­ные коммунистические колонии «Новая гармония» в США, Орбистон, Гармон-холл в Великобритании.

^ ОШИБКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — использование учителем средств пед. деятельности или общения, приводящих к наруше­нию профессиональных норм, правил, эталонов (напр., униже­ние ученика, снижение отметки по предмету в ответ на дисцип­линарное нарушение школьника, формальное выставление «тройки» при отсутствии знаний и т. д.). О. п. возникают как вслед­ствие объективных причин (следование профессионала-педагога соц. предписаниям, противоречащим парадигмам образователь­ного процесса), так и субъективных (профессиональная некомпе­тентность, личностная профнепригодность).

^ ОШИБКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ - резуль­тат неправильного воспитательного взаимодействия, обусловлен­ный уровнем сформированности пед. сознания учителя. Проявля­ются в выставлении завышенных оценок (О. «великодушия»), стремлении избегать крайних оценок (О. «центральной тенденции»);

переносе личностного отношения на оценивание (О. «ореола»);

оценивании знаний, качеств личности и поведения обучающего-

103

ся в зависимости от выраженности тех же характеристик у препо­давателя (О. «контраста»), неумении преподавателя после высо­кой отметки сразу ставить низкую и наоборот (О. «близости»);

вынесении сходных оценок разным проявлениям, к-рые кажутся логически связанными (логические О.).

п

^ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (от греч. paradeigma - при­мер, образец) — совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным пед. сообществом на каж­дом этапе развития педагогики, к-рыми руководствуются в ка­честве образца (модели, стандарта) при решении пед. проблем;

определенный набор предписаний (регулятивов). Понятие «пара­дигма» введено амер. историком Т. Куном, выделившим различ­ные этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), этап кризиса в научной революции, заключающийся в смене П., переходе от одной П. к др.

^ ПА(Р)ТИСИПАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬ­НЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ (от англ. participate — участвовать) — управление, основанное на включении, участии пед. коллектива в процесс выработки, принятия и реализации управленческих ре­шений. Для П. у. о. у. характерны: привлечение учителей, родите­лей, учеников, спонсоров и др. к работе различных органов внут­ришкольного управления; выборность руководителей; наличие коллегиальных органов управления; широкое использование про­цедуры голосования; подчинение меньшинства большинству при создании условий свободного волеизъявления меньшинства; глас­ность и открытость в принятии решений; доступность всех заин­тересованных лиц к управленческой документации и информа­ции и др.

^ ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ — специалист по работе с детьми и взрослым населением в соц.-культурной и семейно-бытовой сферах. В соответствии с тарифно-квалификационной характери­стикой, включающей его должностные обязанности (7—14-й раз­ряды), соц. педагог:

— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и соц. защите личности детей в учрежде­ниях и по месту жительства;

— изучает особенности личности обучающихся, окружающей микросреды, условия жизни;

104 9

— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и свое­временно оказывает им соц. помощь и поддержку;

— выступает посредником между личностью подопечных и уч­реждением, семьей, средой, специалистами различных соц. служб, ведомств и административных органов;

— определяет задачи, формы, методы соц.-пед. работы, спосо­бы решения личных и соц. проблем, принимает меры по соц. за­щите и помощи, реализации прав и свобод личности вос­питанников;

— организует различные виды соц. ценной деятельности детей и взрослых, мероприятия, направленные на развитие соц. иници­атив, реализацию соц. проектов и программ, участвует в их раз­работке и утверждении;

— способствует установлению гуманных, нравственно здоро­вых отношений в соц. среде;

— содействует созданию обстановки психол, комфорта и безо­пасности личности воспитанников, заботится об охране их жизни

и здоровья;

— осуществляет работу по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сбере­гательных вкладов, использованию ценных бумаг воспитанников из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;

— взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами соц. служб, семейных и моло­дежных служб занятости, с благотворительными организациями и т. д. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попе­чительстве, с ограниченными физическими возможностями, де-виантным поведением, а также попавшим в экстремальные си­туации.

ПЕДАГОГИКА — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, орга­нически связанные с законами развития общественных отноше­ний и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирова­ния подрастающих поколений, особенности и условия органи­зации пед. процесса; 2) совокупностъ теоретических и приклад­ных наук, изучающих воспитание, образование и обучение;

3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в про­цессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с само­воспитанием, самообразованием и самообучением и направлен­ных на развитие, человека; 4) учебный курс, к-рый преподается в пед. учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам.

105

0011057862014911.html
0011185606917478.html
0011267356364568.html
0011412798981481.html
0011516000807976.html
http://vdu.deutsch-service.ru/documentawrdccf.html
http://tse.deutsch-service.ru/documentaolxhav.html
http://tsf.deutsch-service.ru/documentaolpquz.html
http://rehr.deutsch-service.ru/5888658143029291.html
http://spo.deutsch-service.ru/documentaiespwj.html
http://reiv.deutsch-service.ru/9040961223574971.html
http://rego.deutsch-service.ru/3287637348327618.html
http://reha.deutsch-service.ru/4374208055219010.html
http://vxe.deutsch-service.ru/documentbaxnkuj.html
http://regt.deutsch-service.ru/3616459134853710.html
http://uqz.deutsch-service.ru/documentatxilob.html
http://refn.deutsch-service.ru/0521211013118142.html
http://regv.deutsch-service.ru/3700446914580721.html
http://rehp.deutsch-service.ru/5669621293084847.html
http://rein.deutsch-service.ru/7899318071424354.html
http://refv.deutsch-service.ru/1711580580475772.html
http://sls.deutsch-service.ru/documentahjkloz.html
http://usu.deutsch-service.ru/documentaugizen.html
http://rehm.deutsch-service.ru/5757654034768621.html
http://rxv.deutsch-service.ru/documentaeinaht.html
http://refm.deutsch-service.ru/0826477132645327.html
http://reim.deutsch-service.ru/7767530396826644.html
http://sxk.deutsch-service.ru/documentajxzlmv.html
http://reh.deutsch-service.ru/documentaaasmub.html
http://udc.deutsch-service.ru/documentaqvmgub.html
http://rgh.deutsch-service.ru/documentaalbvsz.html
http://reht.deutsch-service.ru/6195772872836386.html
http://rehz.deutsch-service.ru/6718822377340788.html
http://reix.deutsch-service.ru/9007611069651208.html
http://regd.deutsch-service.ru/2434537262173143.html
http://regt.deutsch-service.ru/4015233233136377.html
http://stu.deutsch-service.ru/documentajdaljt.html
http://tzt.deutsch-service.ru/documentaqcbmnh.html
http://refk.deutsch-service.ru/0790013025640951.html
http://uep.deutsch-service.ru/documentardmecn.html
http://rehp.deutsch-service.ru/5726262134986545.html
http://reim.deutsch-service.ru/7741469988926726.html
http://regs.deutsch-service.ru/3967441502416467.html
http://regl.deutsch-service.ru/3013389166757515.html
http://rehx.deutsch-service.ru/6638759357495961.html
http://regj.deutsch-service.ru/3036943407028150.html
http://tbw.deutsch-service.ru/documentakwnwpt.html
http://skj.deutsch-service.ru/documentahbavhp.html
http://uey.deutsch-service.ru/documentargnmfx.html
http://siy.deutsch-service.ru/documentagsewab.html
http://reia.deutsch-service.ru/6744802499346205.html
http://wea.deutsch-service.ru/documentbckwabp.html
http://reik.deutsch-service.ru/7501738294575580.html
http://reiv.deutsch-service.ru/8629611812974303.html
http://rehu.deutsch-service.ru/5913622942781978.html
http://uha.deutsch-service.ru/documentarrqedt.html
http://reif.deutsch-service.ru/6974761685919077.html
http://rehn.deutsch-service.ru/5431132963219434.html
http://rsy.deutsch-service.ru/documentadgecnx.html
http://tuk.deutsch-service.ru/documentaoxyyjh.html
http://deutsch-service.ru/0247158988292786.html
http://rehk.deutsch-service.ru/5419523919213571.html
http://rejg.deutsch-service.ru/9937009691338481.html
http://tdu.deutsch-service.ru/documentalhqqab.html
http://reia.deutsch-service.ru/6591370311446128.html
http://reio.deutsch-service.ru/7767868577892852.html
http://regz.deutsch-service.ru/4136063845544446.html
http://ubj.deutsch-service.ru/documentaqkvmar.html
http://rejo.deutsch-service.ru/9979185826712644.html
http://rehr.deutsch-service.ru/6096927506590216.html
http://syf.deutsch-service.ru/documentakbvbsz.html
http://reib.deutsch-service.ru/6927228045758109.html
http://uye.deutsch-service.ru/documentavlohwb.html
http://reib.deutsch-service.ru/7210074663596066.html
http://rehc.deutsch-service.ru/4718880683922386.html
http://regj.deutsch-service.ru/2824823993530586.html
http://reij.deutsch-service.ru/7672117084255493.html
http://reiq.deutsch-service.ru/8299534149006812.html
http://vzz.deutsch-service.ru/documentbboapbt.html
http://regg.deutsch-service.ru/2506061276731474.html
http://rejm.deutsch-service.ru/9960164440130539.html
http://soa.deutsch-service.ru/documentahvueyz.html
http://tzt.deutsch-service.ru
http://syd.deutsch-service.ru/documentakasndh.html
http://regg.deutsch-service.ru/2341692321328755.html
http://wic.deutsch-service.ru/documentbdibsuz.html
http://reiu.deutsch-service.ru/8227862774328825.html
http://rego.deutsch-service.ru/3414609190006645.html
http://reii.deutsch-service.ru/7401939721478716.html
http://ryx.deutsch-service.ru/documentaennmib.html
http://regu.deutsch-service.ru/3847186665283325.html
http://reiu.deutsch-service.ru/8541911860074652.html
http://rjo.deutsch-service.ru/documentabeegnx.html
http://sii.deutsch-service.ru/documentagoxlph.html
http://tlj.deutsch-service.ru/documentamycfun.html
http://thb.deutsch-service.ru/documentamavapd.html
http://uux.deutsch-service.ru/documentausslef.html
http://rejb.deutsch-service.ru/9160082150972907.html
http://stz.deutsch-service.ru/documentajdybhh.html
http://reir.deutsch-service.ru/8242686779595589.html
http://reif.deutsch-service.ru/6913328474289051.html
http://sua.deutsch-service.ru/documentajelmkf.html
http://regb.deutsch-service.ru/2048139025440617.html
http://spq.deutsch-service.ru/documentaifiykv.html
http://reit.deutsch-service.ru/8235105463007826.html
http://rfz.deutsch-service.ru/documentaakeqer.html
http://reja.deutsch-service.ru/9451787803914875.html
http://regb.deutsch-service.ru/2145068750697832.html
http://rehi.deutsch-service.ru/5251109491835850.html
http://regv.deutsch-service.ru/3712689915921288.html
http://uqe.deutsch-service.ru/documentatrhqqb.html
http://sat.deutsch-service.ru/documentaeyhowf.html
http://reiw.deutsch-service.ru/8944890799665390.html
http://reha.deutsch-service.ru/4452825130210234.html
http://reij.deutsch-service.ru/7571210911378531.html
http://tko.deutsch-service.ru/documentamucbfl.html
http://refu.deutsch-service.ru/1532429578177253.html
http://ryc.deutsch-service.ru/documentaejdxqv.html
http://rehj.deutsch-service.ru/5217221580974069.html
http://regx.deutsch-service.ru/4380666310643034.html
http://reic.deutsch-service.ru/7209243708118438.html
http://ujw.deutsch-service.ru/documentasisenp.html
http://reht.deutsch-service.ru/5887783731753337.html
http://regu.deutsch-service.ru/3867551468086461.html
http://rein.deutsch-service.ru/7964392196788477.html
http://reha.deutsch-service.ru/4336459549175569.html
http://vdz.deutsch-service.ru/documentawsuayr.html
http://reig.deutsch-service.ru/7482396670652557.html
http://regq.deutsch-service.ru/3493295388521511.html
http://scy.deutsch-service.ru/documentafkcxzl.html
http://regz.deutsch-service.ru/4224857099561532.html
http://reim.deutsch-service.ru/7949463048335941.html
http://regv.deutsch-service.ru/3739683456060280.html
http://regh.deutsch-service.ru/2451216188375159.html
http://refl.deutsch-service.ru/0822045475000913.html
http://rehy.deutsch-service.ru/6384977495264298.html
http://sme.deutsch-service.ru/documentahlneqz.html
http://reid.deutsch-service.ru/7188849144853193.html
http://refr.deutsch-service.ru/1322530425142033.html
http://reht.deutsch-service.ru/6302208116039955.html
http://tvf.deutsch-service.ru/documentapbuvzt.html
http://rehk.deutsch-service.ru/4990118257754480.html
http://regt.deutsch-service.ru/3884736946455568.html
http://rms.deutsch-service.ru/documentabxdyir.html
http://reja.deutsch-service.ru/9330680314992785.html
http://rehp.deutsch-service.ru/5841407425198778.html
http://snk.deutsch-service.ru/documentahspqnh.html
http://sdl.deutsch-service.ru/documentafokild.html
http://regn.deutsch-service.ru/3318342006857483.html
http://rehr.deutsch-service.ru/6012201915830881.html
http://waw.deutsch-service.ru/documentbbstbzl.html
http://rejb.deutsch-service.ru/9244618108610618.html
http://refw.deutsch-service.ru/1711733521988760.html
http://rehl.deutsch-service.ru/5208667718461990.html
http://reji.deutsch-service.ru/9738453642646205.html
http://uku.deutsch-service.ru/documentasmufxx.html
http://refk.deutsch-service.ru/0546159924304209.html
http://uli.deutsch-service.ru/documentasqltqv.html
http://reit.deutsch-service.ru/8390623454564922.html
http://tul.deutsch-service.ru/documentaoxtwsf.html
http://reht.deutsch-service.ru/5909775753409483.html
http://reid.deutsch-service.ru/7195314985789706.html
http://uzp.deutsch-service.ru/documentavsxald.html
http://rehy.deutsch-service.ru/6751112885463946.html
http://rehu.deutsch-service.ru/6009654479773491.html
http://reiy.deutsch-service.ru/8978360627649139.html
http://reje.deutsch-service.ru/9189190242302147.html
http://reis.deutsch-service.ru/8435265947664280.html
http://regn.deutsch-service.ru/3390392321011544.html
http://rehc.deutsch-service.ru/4545558976192234.html
http://uem.deutsch-service.ru/documentardzbxh.html
http://refo.deutsch-service.ru/1333783615471294.html
http://regs.deutsch-service.ru/3707454327801162.html
http://wla.deutsch-service.ru/documentbdxyonx.html
http://vio.deutsch-service.ru/documentaxspjcj.html
http://reho.deutsch-service.ru/5538758009184540.html
http://rehh.deutsch-service.ru/4979690090470000.html
http://wky.deutsch-service.ru/documentbdyvucf.html
http://refi.deutsch-service.ru/0437874857476045.html
http://thh.deutsch-service.ru/documentambampl.html
http://regh.deutsch-service.ru/2474788095811812.html
http://uvy.deutsch-service.ru/documentauygmsv.html
http://uar.deutsch-service.ru/documentaqidplx.html
http://tey.deutsch-service.ru/documentaloqzdh.html
http://sgg.deutsch-service.ru/documentagdjckv.html
http://rehd.deutsch-service.ru/4708985479175909.html
http://vbk.deutsch-service.ru/documentawecljd.html
http://rehx.deutsch-service.ru/6435753807849787.html
http://twc.deutsch-service.ru/documentaphubmv.html
http://vni.deutsch-service.ru/documentaytziyb.html
http://regu.deutsch-service.ru/3629163473207412.html
http://reiu.deutsch-service.ru/8518956361218841.html
http://vmr.deutsch-service.ru/documentayphmhl.html
http://sco.deutsch-service.ru/documentafioghl.html
http://rehf.deutsch-service.ru/4735076042925172.html
http://rejh.deutsch-service.ru/9777670833331777.html
http://uip.deutsch-service.ru/documentasaiypl.html
http://regh.deutsch-service.ru/2532350580814550.html
http://wfz.deutsch-service.ru/documentbcwgfgj.html
http://regv.deutsch-service.ru/3968088776864892.html
http://rehy.deutsch-service.ru/6777904656500726.html
http://tne.deutsch-service.ru/documentaniyvkz.html
http://reih.deutsch-service.ru/7327437002251180.html
http://smu.deutsch-service.ru/documentahoreib.html
http://regt.deutsch-service.ru/3706307917246462.html