Учебник под редакцией доктора - страница 37

^ РАЗДЕЛ IV. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА

Россия и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

Экономическая теория разработала некоторые подходы к решению проблем переходного периода, однако это были проблемы стран, переходящих от традиционной к современной рыночной системе, г.е. развивающихся стран. Эти рецепты пригодны лишь частично, а остро необходимое для постсоциалистических стран новое направление экономической теории — экономические проблемы переходного периода — еще только в стадии становления.

Тем не менее уже сейчас можно отметить некоторые черты этого периода. Это прежде всего своеобразное сочетание экономических законов коммунистической и капиталистической систем. В Этом сочетании они частично нейтрализуют друг друга. Более того, можно говорить и о собственных законах переходной системы. При этом, если переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного хозяйства и ослабление элементов административно-командной системы (причем этот процесс идет неравномерно), подобной системе присуща изменчивость, нестабильность как одна из самых характерных ее черт.


^ Глава 29. Концепции переходной экономики
Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый — это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток — это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.
^ 1. Содержание и закономерности переходной экономики
Переход от административно-командной к рыночной экономике в разных странах имеет общие тенденции. Этот процесс включает либерализацию экономики, глубокие институциональные изменения (прежде всего в отношениях собственности), структурные преобразования, но в то же время обычно предполагает осуществление финансовых стабилизационных мер (преимущественно в денежно-кредитной и финансовой сферах, особенно в ценообразовании для уменьшения нестабильности хозяйственной и социальной ситуации).

Содержанием переходной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование ее отдельных элементов или корректировку экономической политики.


^ Понятие и сущность переходного периода

Под переходным периодом понимается исторически непродолжительный срок (но не менее одного десятилетия), во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование административно-командной системы и формируется основа рыночной системы. Напомним, что понятие «основа экономической системы» (в данном случае — рыночной) означает установившиеся и сравнительно стабильные формы хозяйственных связей между экономическими агентами, а также преобладающую в данной системе форму собственности.

Поскольку преобразование административно-командной системы означает изменение основы этой системы и замену ее качественно иной (рыночной), то такого рода трансформацию следует называть системными реформами.

^ Сферы системных реформ
Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.

1. Л и б е р а л и з а ц и я э к о н о м и к и — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

2. Д е м о н о п о л и з а ц и я э к о н о м и к и и с о з д а н и е к о н к у р е н т н о й с р е д ы , предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.

3. И н с т и т у ц и о н а л ь н ы е п р е о б р а з о в а н и я, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

4. С т р у к т у р н ы е п р е о б р а з о в а н и я, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики — развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

5. М а к р о э к о н о м и ч е с к а я с т а б и л и з а ц и я (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.

6. Ф о р м и р о в а н и е а д е к в а т н о й р ы н о ч н о м у х о з я й с т в у с и с т е м ы с о ц и а л ь н о й з а щ и т ы н а с е л е н и я. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.
^ 2. Варианты системных реформ в переходной экономике
Важное значение для хода и результатов реформ в странах с переходной экономикой имеют исходные условия.

^ Роль исходных условий
В успехе преобразований большую роль играют исходные условия (на начало реформ). К ним относятся:

• длительность существования административно-командной системы;

• доля частного сектора в экономике;

• размер структурных диспропорций и уровень милитаризации народного хозяйства;

• уровень внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (в частности, размеры инфляции, внешнего долга и др.);

• трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;

• открытость экономики и общества по отношению к странам с рыночной системой и др.

Группы стран с переходной экономикой

В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.

П е р в а я г р у п п а включает страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом факторов: существованием основ рыночной экономики до поворота к административно-командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.

В т о р а я г р у п п а включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, другие страны — члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.

Т р е т ь ю г р у п п у составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения.

В этих странах действовал рад факторов, облегчавших рыночные реформы. Здесь переход от коллективных хозяйств к мелким частным был легко осуществим, так как основой сельского хозяйства оставался ручной труд. Тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этих стран, что облегчило переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка. Господство плановой экономики в этом регионе продолжалось 25—30 лет (против 40 лет — в Восточной Европе и 70 лет — в бывшем СССР). Немалое значение имели традиционно высокая трудовая этика населения, сохранившаяся склонность к предпринимательству. Наконец, заметную роль сыграла китайская и вьетнамская диаспора с ее капиталом, кадрами и предпринимательским опытом.

Некоторые экономисты предпочитают относить Китай и Вьетнам не к переходным (постсоциалистическим), а к посттоталитарным странам на том основании, что в них официально не ставится задача перехода к рыночной экономике западного типа с преобладанием частной собственности. В этих странах рыночные отношения развиваются преимущественно в сельском хозяйстве, торговле, услугах, ремесле, тогда как крупная промышленность остается в государственной собственности. Многие (в том числе международные организации) относят эти страны к развивающимся.

Опыт рыночных преобразований во всех трех группах стран показывает, что сравнительно легко проходит либерализация в виде отмены или ослабления государственного контроля над хозяйственной деятельностью, возрождения частного предпринимательства, а также приватизации небольших объектов (преимущественно в сфере торговли и бытового обслуживания). Гораздо тяжелее проходит либерализация цен и демонополизация экономики, так как здесь реформы сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Столь же трудной, но в целом разрешимой проблемой оказывается финансовая стабилизация, также требующая немалых жертв от населения. Крайне трудно разрешимой задачей, является эффективная (а не формальная) приватизация крупных хозяйственных объектов, а также проведение на практике процедуры банкротства. Значительных и длительных усилий требует преодоление унаследованных структурных диспропорций (при том, что ни одна страна не решилась ликвидировать «горб» в виде хронически убыточных крупных промышленных предприятий).

^ Варианты перехода к рыночной экономике
Практика стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: первый (исторически более ранний) — эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия); второй — «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме — в Польше).

Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.

Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.


^ Эволюционный путь («градуализм»)

Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.

1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.

2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.

3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.

4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае — 24,1% (1994 г.).

6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.

Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.


^ Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»).

Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция — поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.

В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:

• одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;

• скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;

• ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;

• либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.

Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.


^ Финансовая стабилизация

Стабилизационные меры в денежно-кредитной и финансовой сферах вначале направлены на ликвидацию накопленного в рамках административно-командной системы инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег (по отношению к имеющейся товарной массе) населения и предприятий. Поэтому снятие государственного контроля над ценами и возникающий сразу после этого резкий разрыв в темпах роста цен и заработной платы (из-за фактического замораживания последней) должны достаточно быстро остановить дальнейшее повышение цен, которые .наталкиваются на барьер платежеспособного спроса. Инфляция должна замедлиться.

Вместе с тем следует уточните, что вышеописанная схема представляет собой скорее теоретическую концепцию, реализация которой связана с самыми разнообразными обстоятельствами (политическими, психологическими и т.д.).

На практике либерализация цен почти всегда и везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20— 30% в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Под воздействием стабилизационных мер инфляция в странах СНГ и Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обычно снижается, но остается высокой по стандартам развитых стран. В странах, осуществляющих переход преимущественно по градуалистской модели, финансовая стабилизация не является острой необходимостью, так как либерализация цен обычно проводится постепенно и здесь не происходит накопление огромного инфляционного потенциала.

Снижению инфляции и повышению сбалансированности рынка способствуют также ликвидация или, по крайней мере, резкое сокращение дефицита государственного бюджета и увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведет к дополнительному сокращению текущего спроса. Повышение процента по вкладам стимулирует сбережения. В результате всех этих мер создается возможность обеспечить более рациональные соотношения цен по отдельным товарам, отражающие реальный спрос. Все это должно привести к преодолению товарного дефицита и достижению равновесия на потребительском рынке, когда появляется возможность свободно купить любой товар.

Однако эти позитивные моменты «шоковой терапии» оплачиваются, как правило, довольно дорогой ценой: резко снижается жизненный уровень населения, прежде всего его малообеспеченных и занятых в некоммерческой сфере слоев; сокращается инвестиционный спрос и, следовательно, капитальные вложения, особенно в производство; падает объем производства продукции, в первую очередь в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары, в результате общего сокращения платежеспособного спроса населения; растет безработица.

Классическим примером проведения «шоковой» финансовой стабилизации явилась Польша. В результате применения описанного выше комплекса мер дефицит госбюджета уменьшился с 6% ВВП в 1991 г. до 2,8% в 1993 г. Годовой прирост розничных цен снизился с 70,3% в 1991 г. до 35,3% в 1993 г. Однако доля безработных в экономически активном населении выросла с 6,5% в 1990 г. до 16,4% в 1993 г., а реальные доходы в расчете на душу населения за 1990—1993 гг. сократились на 32%.

Ввиду жесткости такой стабилизационной политики условиями ее проведения становятся: отсутствие иных способов остановить дальнейшее углубление экономического кризиса; поддержка (хотя бы пассивная) наиболее экономически значимых категорий населения; проведение этих мер политическим руководством, пользующимся доверием общества или, по меньшей мере, политически активных его слоев.

В странах, избравших градуалистскую модель, экономическая динамика не укладывается в описанную выше схему. В Китае, несмотря на некоторый рост инфляции, она никогда не достигала таких размеров, которые потребовали бы специальной стратегии финансовой стабилизации. Во Вьетнаме меры «шоковой терапии» были проведены в 1989 г. В обоих случаях рыночные реформы привели к немедленному ускорению роста производства (в Китае среднегодовой темп прироста ВВП в 90-е гг. составил 9%, а во Вьетнаме —7%).
^ 3. Промежуточные итоги реформ в странах с переходной экономикой


Либерализация экономики
Основные меры по либерализация экономики в странах Восточной Европы были проведены на протяжении весьма непродолжительного периода (1989—1991 гг.), когда были ликвидированы органы директивного централизованного планирования, материально-технического снабжения, отменена монополия внешнеэкономической деятельности и т.д.

В России основная часть перечисленных мероприятий по либерализации экономики пришлась на 1991—1993 гг.

Иначе сложились отношения государства и рынка в ходе экономических реформ в Китае. В основе проводимых в Китае экономических преобразований лежит идея о том, что в экономике должны сочетаться государственный план и рынок. Такое сочетание должно создать стимулы для повышения производственной активности и обеспечить высокие темпы развития народного хозяйства. Вместе с тем в Китае до сих пор не решен вопрос об определении наиболее рационального соотношения между планом и рынком.

В результате проводимой с 1979 г. экономической реформы в Китае сформировалась двухсекторная модель экономики. Рыночные механизмы стали главными регуляторами в производстве потребительских товаров и в значительной степени охватывают производство инвестиционных товаров. Особенностью Китая является переплетение рыночных и административных методов регулирования в обоих секторах экономики.

Либерализация цен наиболее последовательно была проведена в Польше, где с января 1990 г. установление цен на 90% товаров было переведено на рыночную основу. В большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР в течение двух-трех лет после начала реформ сохранялось государственное регулирование цен на социально значимые товары и услуги (хлеб, квартирная плата, коммунальные услуги, транспортные тарифы), а в России — и на энергоносители. И на последующих этапах реформ в этих странах в сфере государственного контроля остаются цены на 10—20% производимых товаров и услуг.

В Китае переход к рыночному ценообразованию занял почти 15 лет. Правительство выбрало путь создания трехуровневой системы цен, при которой наряду с фиксированными государственными существуют плавающие (для них устанавливаются верхние и нижние пределы) и рыночные цены. Стратегия реформы заключалась в постепенном расширении сферы действия рыночных цен и сокращении доли фиксированных государственных цен.


^ Противоречия либерализации.

Несмотря на значительную либерализацию экономики в России, других странах СНГ, ЦВЕ, рыночные регуляторы еще не стали преобладающими в поведении экономических субъектов.

Своеобразным анклавом административно-командной системы, где переход к рыночным отношениям осуществляется с немалыми трудностями, остается повсеместно крупная государственная промышленность, а в России, Белоруссии и на Украине — еще и сельское хозяйство. В этих отраслях не удалось радикально изменить хозяйственное поведение крупных предприятий (даже формально ставших частными), которые остаются «на плаву» не за счет эффективности своей работы, а вследствие прямого и косвенного субсидирования из госбюджета (см. гл. 32).

Хронически неэффективными остаются и многие крупные государственные промышленные предприятия Китая. В этой стране отвергается идея приватизации как средства повышения эффективности деятельности крупных и средних предприятий. Допускается лишь преобразование убыточных предприятий в акционерные общества с продажей части акций государственным и частным инвесторам, но при обязательном сохранении за государством контрольного пакета акций.

^ Преобразование отношений собственности
В России, других странах СНГ, ЦВЕ приоритетным направлением рыночных реформ выступала приватизация. Повсеместно довольно быстро и без особых трудностей прошла «малая приватизация» — передача малых и средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение прежним владельцам собственности, национализированной после Второй мировой войны); эта последняя форма приватизации использовалась в странах ЦВЕ и Балтии.

Однако приватизация крупных государственных предприятий в странах ЦВЕ проходила с гораздо большими трудностями: местные граждане и коммерческие структуры не располагали достаточными средствами для их приобретения, а сами предприятия не вызывали особого интереса (устаревшее оборудование, чрезмерная занятость и др.).

Вместе с тем опыт преобразования отношений собственности в странах ЦВЕ показал, что для успешного хода рыночных реформ создание новых частных предприятий и изменение условий хозяйствования важнее, чем переход в частные руки старых государственных предприятий. Дело в том, что бывшие государственные предприятия, даже формально став частными, долго не могут освоить рыночную модель поведения, тогда как вновь возникшие частные фирмы сразу начинают действовать по рыночным правилам.

Банковская система в странах ЦВЕ была сознательно слабо приватизирована. Это позволяло государству сохранять контроль за финансовыми и расчетными операциями предприятий, успешнее осуществлять урегулирование неплатежей. Государственные органы в странах ЦВЕ продолжали контролировать слияние и поглощение банков, образование банковских консорциумов.

В Китае приватизация, напротив, отвергается. В 1992 г. был взят курс на создание смешанной формы собственности, при которой общественная собственность и дальше будет играть доминирующую роль. При этом допускается «совместное развитие различных секторов экономики» и их «добровольное хозяйственное объединение в самых разнообразных формах». Ахиллесовой пятой китайской экономики остается низкая эффективность государственного сектора. Единственным реальным выходом для нерентабельных производств считается акционирование государственной собственности, привлечение иностранного капитала, слияние с успешно работающими государственными предприятиями.

Опыт стран с переходной экономикой приводит к выводу о том, что не столько форма собственности, сколько характер управления предприятиями и наличие конкурентной среды определяют уровень их экономической эффективности и темпы роста производства.

Китай и Россия наглядно показали, что конкуренция более важна для успешного экономического развития, чем смена форм собственности. Китай расширил сферу конкуренции без приватизации государственных предприятий. В России произошла приватизация преобладающей части экономики, но формирование конкурентной сферы проходит довольно медленно. Китай пережил небывалый экономический рост, а Россия — глубокий спад. Возможное объяснение этих явлений заключается в том, что при приватизации возникают огромные рентные доходы, вследствие чего предприниматели предпочитают получать контроль над приватизируемыми предприятиями, а не осуществлять инвестирование в создание собственных фирм и тем самым стимулировать рост производства. Напротив, в результате поощрения конкуренции уменьшаются рентные доходы и увеличиваются стимулы к росту производственной деятельности.

На начальном этапе реформ одной из центральных задач являлось достижение финансовой стабилизации и особенно подавление инфляции. Почти все страны с переходной экономикой (кроме Китая и Вьетнама) были вынуждены прибегать к резким и болезненным для народного хозяйства и населения мерам «шоковой терапии». Успешная финансовая стабилизация наряду с формированием рыночных институтов создает возможности для перехода к экономическому росту. В странах ЦВЕ в основном завершился начальный этап перехода к рынку, в ходе которого в той или иной степени были решены задачи либерализации, институциональных преобразований и финансовой стабилизации. Экономический спад в странах ЦВЕ оказался относительно непродолжительным (1990—1993 гг.) и не очень глубоким — до 20—25% ВВП, а с 1993—1994 гг. сменился ростом. Уже в 1997 г. Польша и Словения на 25% превысили объем ВВП 1990 г., а Венгрия, Словакия и Чехия вплотную приблизились к дореформенному уровню ВВП. Страны — члены СНГ, позднее вступившие на путь преобразований, смогли в определенной мере решить проблемы либерализации и стабилизации, но не реализовали еще значительную часть институциональных реформ.

В Китае и Вьетнаме рыночные преобразования проявились прежде всего в создании предприятий нового частного сектора вместо приватизации уже существующих государственных предприятий, постепенной или одномоментной либерализации цен и мягком демонтаже планового регулирования при сохранении в руках государства основных финансовых рычагов.
^ 4. Специфика российских реформ
В России исходные условия для перехода к рынку складывались гораздо менее благоприятно, чем в странах ЦВЕ, по причине огромных структурных диспропорций между базовыми (топливно-энергетический и металлургический комплексы) и обрабатывающими отраслями, высокой милитаризации экономики, длительности существования административно-командной системы, отсутствия в обществе традиций рыночной экономики и частной собственности, сильного влияния уравнительно-коллективистской психологии, шока от распада единого хозяйственного комплекса СССР. Уже в силу этих факторов переходный период не может не быть более длительным и болезненным, чем в странах ЦВЕ или Восточной Азии.

Для рыночных реформ в России характерно использование в самом их начале (1992—1993 гг.) радикального варианта преобразований. Это выразилось в проведении в кратчайшие сроки приватизации преобладающей части государственной собственности без учета эффективности этой меры, а также в форсированном переходе к открытой экономике. Однако радикальные реформы затем уступили место эволюционному развитию рыночных отношений в 1994—1998 гг. В ходе рыночных реформ в России в целом имело место постоянное сочетание мер «шоковой терапии» с мерами постепенных преобразований.

С точки зрения характера проводимых преобразований в России преобладали институциональные реформы (преобразование собственности, формирование рыночной инфрастуктуры и т.д.) при явной недооценке промышленной политики и других мер, направленных на возобновление экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства. За период 1992— 1998 гг. Россия прошла начальный этап преобразований, в течение которого удалось снизить инфляцию, в значительной мере провести либерализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики.

Для России характерна ярко выраженная неравномерность проведения рыночных реформ в различных сферах и отраслях экономики. Дальше всего зашло формирование рыночных институтов в финансовом секторе, а в реальном секторе адаптация к рыночным условиям происходит крайне медленно.


Выводы
1. Переход от административно-командной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы экономических отношений (форм собственности, распределения ресурсов, связей между экономическими агентами и т.д.).

2. Переход к рынку осуществляется по следующим главным направлениям: а) либерализация экономики (отмена или резкое сокращение запретов и ограничений во всех сферах хозяйственной деятельности); б) институциональные преобразования (изменение отношений собственности, становление новых субъектов хозяйственной деятельности, создание новых формальных и неформальных правил хозяйствования); в) структурные преобразования (перестройка структуры народного хозяйства с целью удовлетворения платежеспособного спроса); г) формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения.

3. Практика продемонстрировала два пути преобразования административно-командной экономики в рыночную: эволюционный (постепенное создание рыночных институтов) и радикальный («шоковая терапия»). В действительности почти все страны с переходной экономикой используют те или иные элементы как эволюционного, так и радикального пути.

4. Опыт стран с переходной экономикой показал, что не что не столько изменение формы собственности (приватизация), сколько изменение условий (создание конкурентной среды) определяет экономический рост и эффективность управления предприятиями.


^ Термины и понятия
Переходная экономика

Либерализация

Приватизация

Системные реформы

Рыночная инфрастуктура

Эволюционный путь перехода к рыночной экономике

Радикальный путь перехода к рыночной экономике («шоковая терапия»)

Институциональные преобразования

Финансовая стабилизация

Демонополизация экономики


^ Вопросы для самопроверки
1. В чем состоят сильные и слабые стороны китайского пути к рыночной экономике?

2. Почему в России оказался невозможным китайский вариант перехода к рыночной экономике?

3. Какой вариант перехода от административно-командной к рыночной экономике выберет скорее всего руководство страны, если в ней: тяжелая промышленность представлена лишь несколькими крупными предприятиями; 80% активного населения занято в сельском хозяйстве, в экспорте преобладают кофе и цитрусовые?

4. Какими проблемами в переходной экономике должно заниматься государство: а) оказывать помощь предприятию, находящемуся в тяжелом финансовом положении; б) определять круг товаров и услуг, необходимых для государственных нужд?

5. Назовите действия, присущие радикальному пути перехода к рынку (возможно несколько ответов): а) реформы начинаются в сельском хозяйстве; б) либерализация цен распространяется на преобладающую часть товаров и услуг на начальном этапе реформ; в) одномоментная ликвидация централизованного планирования; г) государство непосредственно занимается производством товаров.

6. Главными задачами перехода от административно-командной к рыночной системе являются при всех вариантах (возможно несколько ответов): а) ликвидация государственного контроля над ценами и тарифами; б) приватизация значительной части государственного сектора экономики; в) введение государственной монополии внешней торговли; г) свобода частного предпринимательства.

7. Какие формы преобразования собственности характерны для реформ в Китае: а) ваучерная приватизация; б) реституция (возвращение национализированной собственности); в) акционирование госпредприятий?

8. Назовите отличительную черту реформ в странах — членах СНГ и Восточной Европы по сравнению с Китаем: а) приватизация; б) стимулирование частного предпринимательства; в) переход к открытой экономике.



0045450018845599.html
0045539084353504.html
0045770299286821.html
0045891073723711.html
0045945351742134.html
http://vzq.deutsch-service.ru/documentbblypft.html
http://rehh.deutsch-service.ru/5323195499300672.html
http://rehf.deutsch-service.ru/4541256640802369.html
http://ssa.deutsch-service.ru/documentaisuzaf.html
http://regr.deutsch-service.ru/3508340377275965.html
http://umb.deutsch-service.ru/documentasulgmj.html
http://reid.deutsch-service.ru/7173111546836784.html
http://umt.deutsch-service.ru/documentasywxwr.html
http://stu.deutsch-service.ru/documentajczpev.html
http://regk.deutsch-service.ru/2880442190426944.html
http://reit.deutsch-service.ru/8353879115095146.html
http://tco.deutsch-service.ru/documentalagtvt.html
http://vmv.deutsch-service.ru/documentayqlovp.html
http://regr.deutsch-service.ru/3531974475842315.html
http://uad.deutsch-service.ru/documentaqeeyvh.html
http://vxo.deutsch-service.ru/documentbbaljqn.html
http://rehw.deutsch-service.ru/6369917831287909.html
http://urx.deutsch-service.ru/documentaubiftx.html
http://rehs.deutsch-service.ru/6117391048199770.html
http://uzb.deutsch-service.ru/documentavqxhtp.html
http://trl.deutsch-service.ru/documentaohwqqb.html
http://rehr.deutsch-service.ru/6017630040737078.html
http://rehj.deutsch-service.ru/5320691990156504.html
http://tii.deutsch-service.ru/documentamhlwrh.html
http://wlo.deutsch-service.ru/documentbebscaz.html
http://reiu.deutsch-service.ru/8189301783300220.html
http://rejh.deutsch-service.ru/9702148712082499.html
http://refj.deutsch-service.ru/0578739275886112.html
http://regn.deutsch-service.ru/3218183983150265.html
http://twc.deutsch-service.ru/documentaphhgqz.html
http://tia.deutsch-service.ru/documentamgiczx.html
http://scg.deutsch-service.ru/documentafhqtiv.html
http://tqo.deutsch-service.ru/documentaobyosf.html
http://wfm.deutsch-service.ru/documentbcsydcb.html
http://regt.deutsch-service.ru/3730259285897793.html
http://tbt.deutsch-service.ru/documentakvxfen.html
http://rehy.deutsch-service.ru/6749931976531012.html
http://row.deutsch-service.ru/documentaciokxt.html
http://rejh.deutsch-service.ru/9581196313140272.html
http://vlo.deutsch-service.ru/documentaykkceb.html
http://suz.deutsch-service.ru/documentajjobdp.html
http://rejg.deutsch-service.ru/9763774649194038.html
http://refh.deutsch-service.ru/0089254314886757.html
http://utk.deutsch-service.ru/documentaukkhiv.html
http://regk.deutsch-service.ru/2771014654741357.html
http://rehi.deutsch-service.ru/5313277963536488.html
http://rxk.deutsch-service.ru/documentaeeuuvh.html
http://vfp.deutsch-service.ru/documentaxcegbp.html
http://refi.deutsch-service.ru/0401677759547360.html
http://rehj.deutsch-service.ru/5098303887894157.html
http://refg.deutsch-service.ru/0337656899876828.html
http://rehc.deutsch-service.ru/4702287127957746.html
http://tbc.deutsch-service.ru/documentaksacmj.html
http://regm.deutsch-service.ru/2941125781395427.html
http://reiq.deutsch-service.ru/8406749495072636.html
http://rehb.deutsch-service.ru/4364731392329290.html
http://regl.deutsch-service.ru/3128460211031499.html
http://regn.deutsch-service.ru/3476865684153787.html
http://vvn.deutsch-service.ru/documentbaofljl.html
http://reie.deutsch-service.ru/6826174757109211.html
http://refi.deutsch-service.ru/0260121612592666.html
http://reij.deutsch-service.ru/7552328921181100.html
http://skb.deutsch-service.ru/documentagyvmej.html
http://regi.deutsch-service.ru/3032300652578148.html
http://vmm.deutsch-service.ru/documentayoelwb.html
http://udu.deutsch-service.ru/documentaqzsnqn.html
http://unf.deutsch-service.ru/documentataunvd.html
http://reje.deutsch-service.ru/9280590960824246.html
http://regp.deutsch-service.ru/3398220521855475.html
http://rehr.deutsch-service.ru/6261333764451422.html
http://vgb.deutsch-service.ru/documentaxelgcf.html
http://veh.deutsch-service.ru/documentawuowkn.html
http://rego.deutsch-service.ru/3238615583619284.html
http://refh.deutsch-service.ru/0086123737285721.html
http://regu.deutsch-service.ru/3926583630584829.html
http://taq.deutsch-service.ru/documentakplktl.html
http://vdn.deutsch-service.ru/documentawqniij.html
http://regi.deutsch-service.ru/2720292368718972.html
http://regi.deutsch-service.ru/3060896573522649.html
http://refi.deutsch-service.ru/0301383432231163.html
http://reii.deutsch-service.ru/7532667047365182.html
http://suh.deutsch-service.ru/documentajfarjl.html
http://rum.deutsch-service.ru/documentadocbor.html
http://snv.deutsch-service.ru/documentahvjrhp.html
http://reft.deutsch-service.ru/1647171768672600.html
http://urq.deutsch-service.ru/documentauarikv.html
http://reip.deutsch-service.ru/7838255471943931.html
http://sbk.deutsch-service.ru/documentafcircr.html
http://regi.deutsch-service.ru/2995471872964616.html
http://regj.deutsch-service.ru/2836674089775577.html
http://rehs.deutsch-service.ru/5974336350280655.html
http://ust.deutsch-service.ru/documentaugvldp.html
http://regp.deutsch-service.ru/3614519164172269.html
http://umg.deutsch-service.ru/documentasvrcwv.html
http://reiw.deutsch-service.ru/8743493532293439.html
http://reu.deutsch-service.ru/documentaaduduf.html
http://tzh.deutsch-service.ru/documentapzwtrd.html
http://uqh.deutsch-service.ru/documentatsnywf.html
http://vmh.deutsch-service.ru/documentaynjzhx.html
http://vfm.deutsch-service.ru/documentaxbbxjt.html
http://reic.deutsch-service.ru/7001531315049397.html
http://refr.deutsch-service.ru/1137269851462026.html
http://rpp.deutsch-service.ru/documentacndoof.html
http://rvp.deutsch-service.ru/documentaduwcmr.html
http://reiz.deutsch-service.ru/8644676555433384.html
http://tiy.deutsch-service.ru/documentamleyir.html
http://vep.deutsch-service.ru/documentawvgyvh.html
http://deutsch-service.ru/0260496504927085.html
http://syg.deutsch-service.ru/documentakcdjsj.html
http://wft.deutsch-service.ru/documentbcuyhph.html
http://rejf.deutsch-service.ru/9550538931614825.html
http://refo.deutsch-service.ru/0939633641751635.html
http://rehz.deutsch-service.ru/6371314381218546.html
http://rejf.deutsch-service.ru/9916778867533982.html
http://unq.deutsch-service.ru/documentatdvcsn.html
http://vyj.deutsch-service.ru/documentbbdylzl.html
http://refr.deutsch-service.ru/1276095818531347.html
http://syr.deutsch-service.ru/documentaketkyj.html
http://regp.deutsch-service.ru/3476696779178130.html
http://rein.deutsch-service.ru/7904028258662431.html
http://vth.deutsch-service.ru/documentbabvgdt.html
http://reik.deutsch-service.ru/7378157333114896.html
http://reja.deutsch-service.ru/9062107280240975.html
http://rejf.deutsch-service.ru/9755792137840154.html
http://reiw.deutsch-service.ru/8684231851457504.html
http://rehq.deutsch-service.ru/5459006000224673.html
http://reha.deutsch-service.ru/4226545440963081.html
http://regk.deutsch-service.ru/3125372597622709.html
http://regx.deutsch-service.ru/4256457808778977.html
http://rehh.deutsch-service.ru/5398857413569276.html
http://rehk.deutsch-service.ru/5027965408464522.html
http://refh.deutsch-service.ru/0361599401050925.html
http://reii.deutsch-service.ru/7253323825060240.html
http://reii.deutsch-service.ru/7347356337364030.html
http://reik.deutsch-service.ru/7605443615209278.html
http://reje.deutsch-service.ru/9201051261598847.html
http://refl.deutsch-service.ru/0464155689469123.html
http://refw.deutsch-service.ru/1550106134777835.html
http://refm.deutsch-service.ru/0464831404758984.html
http://rehi.deutsch-service.ru/5199612048806544.html
http://rehi.deutsch-service.ru/5362663250684977.html
http://regw.deutsch-service.ru/3625525168166334.html
http://wae.deutsch-service.ru/documentbbozxjd.html
http://snw.deutsch-service.ru/documentahuscez.html
http://regi.deutsch-service.ru/2770141531706137.html
http://rehk.deutsch-service.ru/5356416192482347.html
http://rkf.deutsch-service.ru/documentabhzygn.html
http://rhd.deutsch-service.ru/documentaaqvhvl.html
http://tlz.deutsch-service.ru/documentanbvowf.html
http://reir.deutsch-service.ru/8414404655103814.html
http://refy.deutsch-service.ru/1868022497059752.html
http://reih.deutsch-service.ru/7544577731868132.html
http://regs.deutsch-service.ru/3676276170757815.html
http://regw.deutsch-service.ru/3884277859572531.html
http://reid.deutsch-service.ru/6808137211449637.html
http://sji.deutsch-service.ru/documentaguvziv.html
http://rega.deutsch-service.ru/2193393965278543.html
http://regt.deutsch-service.ru/4048871594565081.html
http://refu.deutsch-service.ru/1460376975821361.html
http://rejh.deutsch-service.ru/9802540149813619.html
http://uja.deutsch-service.ru/documentasctamz.html
http://refm.deutsch-service.ru/0486728012595957.html
http://rmn.deutsch-service.ru/documentabvksht.html
http://rqb.deutsch-service.ru/documentacpblwz.html
http://skl.deutsch-service.ru/documentahbhttx.html
http://vkr.deutsch-service.ru/documentayezrgz.html
http://rehx.deutsch-service.ru/6581447326915968.html
http://refx.deutsch-service.ru/1731996154306438.html
http://wbk.deutsch-service.ru/documentbbvjpbd.html
http://wfe.deutsch-service.ru/documentbcrgsjx.html
http://refk.deutsch-service.ru/0584773690479500.html
http://regb.deutsch-service.ru/1825147216664342.html
http://ueh.deutsch-service.ru/documentarcsjhx.html
http://rvu.deutsch-service.ru/documentadwlboz.html
http://vtq.deutsch-service.ru/documentbadxnkb.html
http://rehg.deutsch-service.ru/4956422657743209.html
http://reit.deutsch-service.ru/8410647141257463.html
http://rehe.deutsch-service.ru/4737869828532344.html
http://refq.deutsch-service.ru/1211726419581805.html
http://vvy.deutsch-service.ru/documentbaqqcbp.html
http://reij.deutsch-service.ru/7684155833736391.html
http://stx.deutsch-service.ru/documentajcxtwb.html
http://rein.deutsch-service.ru/7975776776251320.html
http://rego.deutsch-service.ru/3278818513486360.html
http://rehd.deutsch-service.ru/4607140264651949.html
http://regm.deutsch-service.ru/2877860784005912.html
http://rmo.deutsch-service.ru/documentabvoenx.html
http://tol.deutsch-service.ru
http://refg.deutsch-service.ru/0071808338928912.html
http://reib.deutsch-service.ru/7127209644201182.html
http://refx.deutsch-service.ru/1629177262517125.html
http://regf.deutsch-service.ru/2529848756545768.html
http://rejc.deutsch-service.ru/9464493732172534.html
http://udx.deutsch-service.ru/documentarbcvkz.html
http://ufd.deutsch-service.ru/documentarhdzft.html
http://rpm.deutsch-service.ru/documentacmibjt.html
http://uug.deutsch-service.ru/documentaupmkgn.html
http://refs.deutsch-service.ru/1162452541926709.html
http://rehl.deutsch-service.ru/5252498260866764.html
http://reit.deutsch-service.ru/8248730100569555.html