Учебник под редакцией доктора - страница 37

^ РАЗДЕЛ IV. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА

Россия и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

Экономическая теория разработала некоторые подходы к решению проблем переходного периода, однако это были проблемы стран, переходящих от традиционной к современной рыночной системе, г.е. развивающихся стран. Эти рецепты пригодны лишь частично, а остро необходимое для постсоциалистических стран новое направление экономической теории — экономические проблемы переходного периода — еще только в стадии становления.

Тем не менее уже сейчас можно отметить некоторые черты этого периода. Это прежде всего своеобразное сочетание экономических законов коммунистической и капиталистической систем. В Этом сочетании они частично нейтрализуют друг друга. Более того, можно говорить и о собственных законах переходной системы. При этом, если переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного хозяйства и ослабление элементов административно-командной системы (причем этот процесс идет неравномерно), подобной системе присуща изменчивость, нестабильность как одна из самых характерных ее черт.


^ Глава 29. Концепции переходной экономики
Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый — это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток — это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.
^ 1. Содержание и закономерности переходной экономики
Переход от административно-командной к рыночной экономике в разных странах имеет общие тенденции. Этот процесс включает либерализацию экономики, глубокие институциональные изменения (прежде всего в отношениях собственности), структурные преобразования, но в то же время обычно предполагает осуществление финансовых стабилизационных мер (преимущественно в денежно-кредитной и финансовой сферах, особенно в ценообразовании для уменьшения нестабильности хозяйственной и социальной ситуации).

Содержанием переходной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование ее отдельных элементов или корректировку экономической политики.


^ Понятие и сущность переходного периода

Под переходным периодом понимается исторически непродолжительный срок (но не менее одного десятилетия), во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование административно-командной системы и формируется основа рыночной системы. Напомним, что понятие «основа экономической системы» (в данном случае — рыночной) означает установившиеся и сравнительно стабильные формы хозяйственных связей между экономическими агентами, а также преобладающую в данной системе форму собственности.

Поскольку преобразование административно-командной системы означает изменение основы этой системы и замену ее качественно иной (рыночной), то такого рода трансформацию следует называть системными реформами.

^ Сферы системных реформ
Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.

1. Л и б е р а л и з а ц и я э к о н о м и к и — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

2. Д е м о н о п о л и з а ц и я э к о н о м и к и и с о з д а н и е к о н к у р е н т н о й с р е д ы , предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.

3. И н с т и т у ц и о н а л ь н ы е п р е о б р а з о в а н и я, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

4. С т р у к т у р н ы е п р е о б р а з о в а н и я, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики — развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

5. М а к р о э к о н о м и ч е с к а я с т а б и л и з а ц и я (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.

6. Ф о р м и р о в а н и е а д е к в а т н о й р ы н о ч н о м у х о з я й с т в у с и с т е м ы с о ц и а л ь н о й з а щ и т ы н а с е л е н и я. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.
^ 2. Варианты системных реформ в переходной экономике
Важное значение для хода и результатов реформ в странах с переходной экономикой имеют исходные условия.

^ Роль исходных условий
В успехе преобразований большую роль играют исходные условия (на начало реформ). К ним относятся:

• длительность существования административно-командной системы;

• доля частного сектора в экономике;

• размер структурных диспропорций и уровень милитаризации народного хозяйства;

• уровень внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (в частности, размеры инфляции, внешнего долга и др.);

• трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;

• открытость экономики и общества по отношению к странам с рыночной системой и др.

Группы стран с переходной экономикой

В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.

П е р в а я г р у п п а включает страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом факторов: существованием основ рыночной экономики до поворота к административно-командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.

В т о р а я г р у п п а включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, другие страны — члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.

Т р е т ь ю г р у п п у составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения.

В этих странах действовал рад факторов, облегчавших рыночные реформы. Здесь переход от коллективных хозяйств к мелким частным был легко осуществим, так как основой сельского хозяйства оставался ручной труд. Тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этих стран, что облегчило переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка. Господство плановой экономики в этом регионе продолжалось 25—30 лет (против 40 лет — в Восточной Европе и 70 лет — в бывшем СССР). Немалое значение имели традиционно высокая трудовая этика населения, сохранившаяся склонность к предпринимательству. Наконец, заметную роль сыграла китайская и вьетнамская диаспора с ее капиталом, кадрами и предпринимательским опытом.

Некоторые экономисты предпочитают относить Китай и Вьетнам не к переходным (постсоциалистическим), а к посттоталитарным странам на том основании, что в них официально не ставится задача перехода к рыночной экономике западного типа с преобладанием частной собственности. В этих странах рыночные отношения развиваются преимущественно в сельском хозяйстве, торговле, услугах, ремесле, тогда как крупная промышленность остается в государственной собственности. Многие (в том числе международные организации) относят эти страны к развивающимся.

Опыт рыночных преобразований во всех трех группах стран показывает, что сравнительно легко проходит либерализация в виде отмены или ослабления государственного контроля над хозяйственной деятельностью, возрождения частного предпринимательства, а также приватизации небольших объектов (преимущественно в сфере торговли и бытового обслуживания). Гораздо тяжелее проходит либерализация цен и демонополизация экономики, так как здесь реформы сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Столь же трудной, но в целом разрешимой проблемой оказывается финансовая стабилизация, также требующая немалых жертв от населения. Крайне трудно разрешимой задачей, является эффективная (а не формальная) приватизация крупных хозяйственных объектов, а также проведение на практике процедуры банкротства. Значительных и длительных усилий требует преодоление унаследованных структурных диспропорций (при том, что ни одна страна не решилась ликвидировать «горб» в виде хронически убыточных крупных промышленных предприятий).

^ Варианты перехода к рыночной экономике
Практика стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: первый (исторически более ранний) — эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия); второй — «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме — в Польше).

Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.

Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.


^ Эволюционный путь («градуализм»)

Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.

1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.

2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.

3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.

4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае — 24,1% (1994 г.).

6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.

Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.


^ Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»).

Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция — поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.

В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:

• одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;

• скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;

• ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;

• либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.

Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.


^ Финансовая стабилизация

Стабилизационные меры в денежно-кредитной и финансовой сферах вначале направлены на ликвидацию накопленного в рамках административно-командной системы инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег (по отношению к имеющейся товарной массе) населения и предприятий. Поэтому снятие государственного контроля над ценами и возникающий сразу после этого резкий разрыв в темпах роста цен и заработной платы (из-за фактического замораживания последней) должны достаточно быстро остановить дальнейшее повышение цен, которые .наталкиваются на барьер платежеспособного спроса. Инфляция должна замедлиться.

Вместе с тем следует уточните, что вышеописанная схема представляет собой скорее теоретическую концепцию, реализация которой связана с самыми разнообразными обстоятельствами (политическими, психологическими и т.д.).

На практике либерализация цен почти всегда и везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20— 30% в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Под воздействием стабилизационных мер инфляция в странах СНГ и Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обычно снижается, но остается высокой по стандартам развитых стран. В странах, осуществляющих переход преимущественно по градуалистской модели, финансовая стабилизация не является острой необходимостью, так как либерализация цен обычно проводится постепенно и здесь не происходит накопление огромного инфляционного потенциала.

Снижению инфляции и повышению сбалансированности рынка способствуют также ликвидация или, по крайней мере, резкое сокращение дефицита государственного бюджета и увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведет к дополнительному сокращению текущего спроса. Повышение процента по вкладам стимулирует сбережения. В результате всех этих мер создается возможность обеспечить более рациональные соотношения цен по отдельным товарам, отражающие реальный спрос. Все это должно привести к преодолению товарного дефицита и достижению равновесия на потребительском рынке, когда появляется возможность свободно купить любой товар.

Однако эти позитивные моменты «шоковой терапии» оплачиваются, как правило, довольно дорогой ценой: резко снижается жизненный уровень населения, прежде всего его малообеспеченных и занятых в некоммерческой сфере слоев; сокращается инвестиционный спрос и, следовательно, капитальные вложения, особенно в производство; падает объем производства продукции, в первую очередь в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары, в результате общего сокращения платежеспособного спроса населения; растет безработица.

Классическим примером проведения «шоковой» финансовой стабилизации явилась Польша. В результате применения описанного выше комплекса мер дефицит госбюджета уменьшился с 6% ВВП в 1991 г. до 2,8% в 1993 г. Годовой прирост розничных цен снизился с 70,3% в 1991 г. до 35,3% в 1993 г. Однако доля безработных в экономически активном населении выросла с 6,5% в 1990 г. до 16,4% в 1993 г., а реальные доходы в расчете на душу населения за 1990—1993 гг. сократились на 32%.

Ввиду жесткости такой стабилизационной политики условиями ее проведения становятся: отсутствие иных способов остановить дальнейшее углубление экономического кризиса; поддержка (хотя бы пассивная) наиболее экономически значимых категорий населения; проведение этих мер политическим руководством, пользующимся доверием общества или, по меньшей мере, политически активных его слоев.

В странах, избравших градуалистскую модель, экономическая динамика не укладывается в описанную выше схему. В Китае, несмотря на некоторый рост инфляции, она никогда не достигала таких размеров, которые потребовали бы специальной стратегии финансовой стабилизации. Во Вьетнаме меры «шоковой терапии» были проведены в 1989 г. В обоих случаях рыночные реформы привели к немедленному ускорению роста производства (в Китае среднегодовой темп прироста ВВП в 90-е гг. составил 9%, а во Вьетнаме —7%).
^ 3. Промежуточные итоги реформ в странах с переходной экономикой


Либерализация экономики
Основные меры по либерализация экономики в странах Восточной Европы были проведены на протяжении весьма непродолжительного периода (1989—1991 гг.), когда были ликвидированы органы директивного централизованного планирования, материально-технического снабжения, отменена монополия внешнеэкономической деятельности и т.д.

В России основная часть перечисленных мероприятий по либерализации экономики пришлась на 1991—1993 гг.

Иначе сложились отношения государства и рынка в ходе экономических реформ в Китае. В основе проводимых в Китае экономических преобразований лежит идея о том, что в экономике должны сочетаться государственный план и рынок. Такое сочетание должно создать стимулы для повышения производственной активности и обеспечить высокие темпы развития народного хозяйства. Вместе с тем в Китае до сих пор не решен вопрос об определении наиболее рационального соотношения между планом и рынком.

В результате проводимой с 1979 г. экономической реформы в Китае сформировалась двухсекторная модель экономики. Рыночные механизмы стали главными регуляторами в производстве потребительских товаров и в значительной степени охватывают производство инвестиционных товаров. Особенностью Китая является переплетение рыночных и административных методов регулирования в обоих секторах экономики.

Либерализация цен наиболее последовательно была проведена в Польше, где с января 1990 г. установление цен на 90% товаров было переведено на рыночную основу. В большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР в течение двух-трех лет после начала реформ сохранялось государственное регулирование цен на социально значимые товары и услуги (хлеб, квартирная плата, коммунальные услуги, транспортные тарифы), а в России — и на энергоносители. И на последующих этапах реформ в этих странах в сфере государственного контроля остаются цены на 10—20% производимых товаров и услуг.

В Китае переход к рыночному ценообразованию занял почти 15 лет. Правительство выбрало путь создания трехуровневой системы цен, при которой наряду с фиксированными государственными существуют плавающие (для них устанавливаются верхние и нижние пределы) и рыночные цены. Стратегия реформы заключалась в постепенном расширении сферы действия рыночных цен и сокращении доли фиксированных государственных цен.


^ Противоречия либерализации.

Несмотря на значительную либерализацию экономики в России, других странах СНГ, ЦВЕ, рыночные регуляторы еще не стали преобладающими в поведении экономических субъектов.

Своеобразным анклавом административно-командной системы, где переход к рыночным отношениям осуществляется с немалыми трудностями, остается повсеместно крупная государственная промышленность, а в России, Белоруссии и на Украине — еще и сельское хозяйство. В этих отраслях не удалось радикально изменить хозяйственное поведение крупных предприятий (даже формально ставших частными), которые остаются «на плаву» не за счет эффективности своей работы, а вследствие прямого и косвенного субсидирования из госбюджета (см. гл. 32).

Хронически неэффективными остаются и многие крупные государственные промышленные предприятия Китая. В этой стране отвергается идея приватизации как средства повышения эффективности деятельности крупных и средних предприятий. Допускается лишь преобразование убыточных предприятий в акционерные общества с продажей части акций государственным и частным инвесторам, но при обязательном сохранении за государством контрольного пакета акций.

^ Преобразование отношений собственности
В России, других странах СНГ, ЦВЕ приоритетным направлением рыночных реформ выступала приватизация. Повсеместно довольно быстро и без особых трудностей прошла «малая приватизация» — передача малых и средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение прежним владельцам собственности, национализированной после Второй мировой войны); эта последняя форма приватизации использовалась в странах ЦВЕ и Балтии.

Однако приватизация крупных государственных предприятий в странах ЦВЕ проходила с гораздо большими трудностями: местные граждане и коммерческие структуры не располагали достаточными средствами для их приобретения, а сами предприятия не вызывали особого интереса (устаревшее оборудование, чрезмерная занятость и др.).

Вместе с тем опыт преобразования отношений собственности в странах ЦВЕ показал, что для успешного хода рыночных реформ создание новых частных предприятий и изменение условий хозяйствования важнее, чем переход в частные руки старых государственных предприятий. Дело в том, что бывшие государственные предприятия, даже формально став частными, долго не могут освоить рыночную модель поведения, тогда как вновь возникшие частные фирмы сразу начинают действовать по рыночным правилам.

Банковская система в странах ЦВЕ была сознательно слабо приватизирована. Это позволяло государству сохранять контроль за финансовыми и расчетными операциями предприятий, успешнее осуществлять урегулирование неплатежей. Государственные органы в странах ЦВЕ продолжали контролировать слияние и поглощение банков, образование банковских консорциумов.

В Китае приватизация, напротив, отвергается. В 1992 г. был взят курс на создание смешанной формы собственности, при которой общественная собственность и дальше будет играть доминирующую роль. При этом допускается «совместное развитие различных секторов экономики» и их «добровольное хозяйственное объединение в самых разнообразных формах». Ахиллесовой пятой китайской экономики остается низкая эффективность государственного сектора. Единственным реальным выходом для нерентабельных производств считается акционирование государственной собственности, привлечение иностранного капитала, слияние с успешно работающими государственными предприятиями.

Опыт стран с переходной экономикой приводит к выводу о том, что не столько форма собственности, сколько характер управления предприятиями и наличие конкурентной среды определяют уровень их экономической эффективности и темпы роста производства.

Китай и Россия наглядно показали, что конкуренция более важна для успешного экономического развития, чем смена форм собственности. Китай расширил сферу конкуренции без приватизации государственных предприятий. В России произошла приватизация преобладающей части экономики, но формирование конкурентной сферы проходит довольно медленно. Китай пережил небывалый экономический рост, а Россия — глубокий спад. Возможное объяснение этих явлений заключается в том, что при приватизации возникают огромные рентные доходы, вследствие чего предприниматели предпочитают получать контроль над приватизируемыми предприятиями, а не осуществлять инвестирование в создание собственных фирм и тем самым стимулировать рост производства. Напротив, в результате поощрения конкуренции уменьшаются рентные доходы и увеличиваются стимулы к росту производственной деятельности.

На начальном этапе реформ одной из центральных задач являлось достижение финансовой стабилизации и особенно подавление инфляции. Почти все страны с переходной экономикой (кроме Китая и Вьетнама) были вынуждены прибегать к резким и болезненным для народного хозяйства и населения мерам «шоковой терапии». Успешная финансовая стабилизация наряду с формированием рыночных институтов создает возможности для перехода к экономическому росту. В странах ЦВЕ в основном завершился начальный этап перехода к рынку, в ходе которого в той или иной степени были решены задачи либерализации, институциональных преобразований и финансовой стабилизации. Экономический спад в странах ЦВЕ оказался относительно непродолжительным (1990—1993 гг.) и не очень глубоким — до 20—25% ВВП, а с 1993—1994 гг. сменился ростом. Уже в 1997 г. Польша и Словения на 25% превысили объем ВВП 1990 г., а Венгрия, Словакия и Чехия вплотную приблизились к дореформенному уровню ВВП. Страны — члены СНГ, позднее вступившие на путь преобразований, смогли в определенной мере решить проблемы либерализации и стабилизации, но не реализовали еще значительную часть институциональных реформ.

В Китае и Вьетнаме рыночные преобразования проявились прежде всего в создании предприятий нового частного сектора вместо приватизации уже существующих государственных предприятий, постепенной или одномоментной либерализации цен и мягком демонтаже планового регулирования при сохранении в руках государства основных финансовых рычагов.
^ 4. Специфика российских реформ
В России исходные условия для перехода к рынку складывались гораздо менее благоприятно, чем в странах ЦВЕ, по причине огромных структурных диспропорций между базовыми (топливно-энергетический и металлургический комплексы) и обрабатывающими отраслями, высокой милитаризации экономики, длительности существования административно-командной системы, отсутствия в обществе традиций рыночной экономики и частной собственности, сильного влияния уравнительно-коллективистской психологии, шока от распада единого хозяйственного комплекса СССР. Уже в силу этих факторов переходный период не может не быть более длительным и болезненным, чем в странах ЦВЕ или Восточной Азии.

Для рыночных реформ в России характерно использование в самом их начале (1992—1993 гг.) радикального варианта преобразований. Это выразилось в проведении в кратчайшие сроки приватизации преобладающей части государственной собственности без учета эффективности этой меры, а также в форсированном переходе к открытой экономике. Однако радикальные реформы затем уступили место эволюционному развитию рыночных отношений в 1994—1998 гг. В ходе рыночных реформ в России в целом имело место постоянное сочетание мер «шоковой терапии» с мерами постепенных преобразований.

С точки зрения характера проводимых преобразований в России преобладали институциональные реформы (преобразование собственности, формирование рыночной инфрастуктуры и т.д.) при явной недооценке промышленной политики и других мер, направленных на возобновление экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства. За период 1992— 1998 гг. Россия прошла начальный этап преобразований, в течение которого удалось снизить инфляцию, в значительной мере провести либерализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики.

Для России характерна ярко выраженная неравномерность проведения рыночных реформ в различных сферах и отраслях экономики. Дальше всего зашло формирование рыночных институтов в финансовом секторе, а в реальном секторе адаптация к рыночным условиям происходит крайне медленно.


Выводы
1. Переход от административно-командной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы экономических отношений (форм собственности, распределения ресурсов, связей между экономическими агентами и т.д.).

2. Переход к рынку осуществляется по следующим главным направлениям: а) либерализация экономики (отмена или резкое сокращение запретов и ограничений во всех сферах хозяйственной деятельности); б) институциональные преобразования (изменение отношений собственности, становление новых субъектов хозяйственной деятельности, создание новых формальных и неформальных правил хозяйствования); в) структурные преобразования (перестройка структуры народного хозяйства с целью удовлетворения платежеспособного спроса); г) формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения.

3. Практика продемонстрировала два пути преобразования административно-командной экономики в рыночную: эволюционный (постепенное создание рыночных институтов) и радикальный («шоковая терапия»). В действительности почти все страны с переходной экономикой используют те или иные элементы как эволюционного, так и радикального пути.

4. Опыт стран с переходной экономикой показал, что не что не столько изменение формы собственности (приватизация), сколько изменение условий (создание конкурентной среды) определяет экономический рост и эффективность управления предприятиями.


^ Термины и понятия
Переходная экономика

Либерализация

Приватизация

Системные реформы

Рыночная инфрастуктура

Эволюционный путь перехода к рыночной экономике

Радикальный путь перехода к рыночной экономике («шоковая терапия»)

Институциональные преобразования

Финансовая стабилизация

Демонополизация экономики


^ Вопросы для самопроверки
1. В чем состоят сильные и слабые стороны китайского пути к рыночной экономике?

2. Почему в России оказался невозможным китайский вариант перехода к рыночной экономике?

3. Какой вариант перехода от административно-командной к рыночной экономике выберет скорее всего руководство страны, если в ней: тяжелая промышленность представлена лишь несколькими крупными предприятиями; 80% активного населения занято в сельском хозяйстве, в экспорте преобладают кофе и цитрусовые?

4. Какими проблемами в переходной экономике должно заниматься государство: а) оказывать помощь предприятию, находящемуся в тяжелом финансовом положении; б) определять круг товаров и услуг, необходимых для государственных нужд?

5. Назовите действия, присущие радикальному пути перехода к рынку (возможно несколько ответов): а) реформы начинаются в сельском хозяйстве; б) либерализация цен распространяется на преобладающую часть товаров и услуг на начальном этапе реформ; в) одномоментная ликвидация централизованного планирования; г) государство непосредственно занимается производством товаров.

6. Главными задачами перехода от административно-командной к рыночной системе являются при всех вариантах (возможно несколько ответов): а) ликвидация государственного контроля над ценами и тарифами; б) приватизация значительной части государственного сектора экономики; в) введение государственной монополии внешней торговли; г) свобода частного предпринимательства.

7. Какие формы преобразования собственности характерны для реформ в Китае: а) ваучерная приватизация; б) реституция (возвращение национализированной собственности); в) акционирование госпредприятий?

8. Назовите отличительную черту реформ в странах — членах СНГ и Восточной Европы по сравнению с Китаем: а) приватизация; б) стимулирование частного предпринимательства; в) переход к открытой экономике.



0045450018845599.html
0045539084353504.html
0045770299286821.html
0045891073723711.html
0045945351742134.html
http://reif.deutsch-service.ru/7232449101586658.html
http://rehw.deutsch-service.ru/6394468789859843.html
http://rehs.deutsch-service.ru/6056711611480542.html
http://rpp.deutsch-service.ru/documentacnqjkb.html
http://reji.deutsch-service.ru/9894380867600452.html
http://urp.deutsch-service.ru/documentauactsr.html
http://reio.deutsch-service.ru/7910313893764889.html
http://teh.deutsch-service.ru
http://reip.deutsch-service.ru/8018498279595747.html
http://reiz.deutsch-service.ru/8904863005088887.html
http://reio.deutsch-service.ru/8049603146730028.html
http://suk.deutsch-service.ru/documentajftben.html
http://rma.deutsch-service.ru/documentabscqdl.html
http://ukp.deutsch-service.ru/documentaslqbxh.html
http://uni.deutsch-service.ru/documentatbqxen.html
http://reft.deutsch-service.ru/1751902423345080.html
http://regm.deutsch-service.ru/2766165410437758.html
http://vma.deutsch-service.ru/documentaymmnvt.html
http://rehs.deutsch-service.ru/6221219976651522.html
http://rein.deutsch-service.ru/7804833831814452.html
http://shi.deutsch-service.ru/documentagjunzd.html
http://rego.deutsch-service.ru/3535883384813807.html
http://saa.deutsch-service.ru/documentaetzvnt.html
http://rejb.deutsch-service.ru/9114186042698419.html
http://tzj.deutsch-service.ru/documentaqatiyj.html
http://vfo.deutsch-service.ru/documentaxaqjcb.html
http://wky.deutsch-service.ru/documentbdyezsb.html
http://vsg.deutsch-service.ru/documentazvhoxl.html
http://sbf.deutsch-service.ru/documentafayntp.html
http://wgm.deutsch-service.ru/documentbcypnxx.html
http://reit.deutsch-service.ru/8275095340910643.html
http://reft.deutsch-service.ru/1775928898992415.html
http://rfe.deutsch-service.ru/documentaafpcez.html
http://regm.deutsch-service.ru/2785022436236319.html
http://vwo.deutsch-service.ru/documentbaucifp.html
http://reje.deutsch-service.ru/9309527872359585.html
http://rehg.deutsch-service.ru/4663839356401871.html
http://trf.deutsch-service.ru/documentaoggtwj.html
http://snh.deutsch-service.ru/documentahrlaqz.html
http://vzw.deutsch-service.ru/documentbbnfycf.html
http://reig.deutsch-service.ru/7646964367220701.html
http://rein.deutsch-service.ru/8034072666581807.html
http://ssu.deutsch-service.ru/documentaixsdft.html
http://rejh.deutsch-service.ru/9567319455939986.html
http://vrm.deutsch-service.ru/documentazqwydl.html
http://wgy.deutsch-service.ru/documentbdbvwfx.html
http://spt.deutsch-service.ru/documentaigkkxt.html
http://rejh.deutsch-service.ru/9642173549075114.html
http://twa.deutsch-service.ru/documentaphrjzd.html
http://regz.deutsch-service.ru/4404184071857009.html
http://rjw.deutsch-service.ru/documentabfuggn.html
http://sby.deutsch-service.ru/documentafewppp.html
http://rehc.deutsch-service.ru/4849951759300612.html
http://rtd.deutsch-service.ru/documentadhhczh.html
http://uyd.deutsch-service.ru/documentavlrcir.html
http://regk.deutsch-service.ru/2872223950911764.html
http://rxw.deutsch-service.ru/documentaehxkzh.html
http://refw.deutsch-service.ru/1606858046437970.html
http://vlk.deutsch-service.ru/documentayjgokn.html
http://slu.deutsch-service.ru/documentahjhzzd.html
http://ttv.deutsch-service.ru/documentaouvhoz.html
http://reie.deutsch-service.ru/7170884920898431.html
http://vue.deutsch-service.ru/documentbagjmcv.html
http://vas.deutsch-service.ru/documentavzwemr.html
http://reia.deutsch-service.ru/6600358152510459.html
http://rehc.deutsch-service.ru/4795288240746745.html
http://reiv.deutsch-service.ru/8918224146010196.html
http://sgu.deutsch-service.ru/documentagggzun.html
http://rnh.deutsch-service.ru/documentacahhsr.html
http://wdf.deutsch-service.ru/documentbcfymzh.html
http://sgx.deutsch-service.ru/documentaghgtxp.html
http://reii.deutsch-service.ru/7307028290946980.html
http://rejj.deutsch-service.ru/9849624853780947.html
http://rejf.deutsch-service.ru/9621438140398363.html
http://regl.deutsch-service.ru/3023925600551790.html
http://refy.deutsch-service.ru/2140277517754918.html
http://reha.deutsch-service.ru/4315966027860136.html
http://uop.deutsch-service.ru/documentatipsjh.html
http://rlj.deutsch-service.ru/documentabpaoub.html
http://reiz.deutsch-service.ru/8703890023726904.html
http://reim.deutsch-service.ru/7864373859408790.html
http://refr.deutsch-service.ru/1154235704035849.html
http://shm.deutsch-service.ru/documentagleill.html
http://deutsch-service.ru/0386277657682871.html
http://reis.deutsch-service.ru/8573098564519852.html
http://tar.deutsch-service.ru/documentakqbzft.html
http://rehy.deutsch-service.ru/6433804051317857.html
http://wme.deutsch-service.ru/documentbefheeb.html
http://refp.deutsch-service.ru/1229872282374882.html
http://rvc.deutsch-service.ru/documentadrqacn.html
http://rehk.deutsch-service.ru/5276461766746100.html
http://rehm.deutsch-service.ru/5580089938508384.html
http://rnz.deutsch-service.ru
http://une.deutsch-service.ru/documentataoukn.html
http://vpr.deutsch-service.ru/documentazhdbob.html
http://uvy.deutsch-service.ru/documentauygudd.html
http://rehi.deutsch-service.ru/5165429506400894.html
http://shg.deutsch-service.ru/documentagkhngj.html
http://vos.deutsch-service.ru/documentazbpcyj.html
http://tlr.deutsch-service.ru/documentanadpjl.html
http://rehl.deutsch-service.ru/5154276877409364.html
http://rege.deutsch-service.ru/2372182356402563.html
http://regz.deutsch-service.ru/4100087146604968.html
http://vfq.deutsch-service.ru/documentaxconvd.html
http://rfy.deutsch-service.ru/documentaakxqgv.html
http://rehb.deutsch-service.ru/4174331989488761.html
http://rehx.deutsch-service.ru/6686204246780029.html
http://rga.deutsch-service.ru/documentaajydob.html
http://rww.deutsch-service.ru/documentaedbqgv.html
http://wjj.deutsch-service.ru/documentbdpenob.html
http://rehh.deutsch-service.ru/5408814657990130.html
http://szm.deutsch-service.ru/documentakinqez.html
http://regw.deutsch-service.ru/3938233892395091.html
http://rvu.deutsch-service.ru/documentadvyvnt.html
http://vin.deutsch-service.ru/documentaxtbnrd.html
http://tjl.deutsch-service.ru/documentamnpkpl.html
http://refr.deutsch-service.ru/0949893670146783.html
http://rehz.deutsch-service.ru/6669695319238780.html
http://reje.deutsch-service.ru/9332106411170331.html
http://rehn.deutsch-service.ru/5659598677310576.html
http://regp.deutsch-service.ru/3408187344603414.html
http://rego.deutsch-service.ru/3290701398130248.html
http://rehk.deutsch-service.ru/5284250289065883.html
http://rege.deutsch-service.ru/2684378997278799.html
http://reiq.deutsch-service.ru/8285327036403566.html
http://sqb.deutsch-service.ru/documentaigshbl.html
http://reha.deutsch-service.ru/4258872585042597.html
http://sux.deutsch-service.ru/documentajjeocn.html
http://regc.deutsch-service.ru/2102792023021804.html
http://reie.deutsch-service.ru/7109780688150995.html
http://reio.deutsch-service.ru/8103436840731498.html
http://vpb.deutsch-service.ru/documentazdwusn.html
http://reiq.deutsch-service.ru/8474162423202245.html
http://reia.deutsch-service.ru/6403032935272869.html
http://regp.deutsch-service.ru/3319188480618448.html
http://rehf.deutsch-service.ru/4918840001971462.html
http://regb.deutsch-service.ru/2224633954888668.html
http://uet.deutsch-service.ru/documentarexjoj.html
http://rehr.deutsch-service.ru/5878992745315822.html
http://reha.deutsch-service.ru/4327620400819348.html
http://slt.deutsch-service.ru/documentahikxjt.html
http://refs.deutsch-service.ru/1316793948251797.html
http://ssz.deutsch-service.ru/documentaiycjmv.html
http://weh.deutsch-service.ru/documentbcmougv.html
http://rehc.deutsch-service.ru/4897847055854313.html
http://reir.deutsch-service.ru/8574984759677704.html
http://deutsch-service.ru/0168735110729582.html
http://reix.deutsch-service.ru/8841292194125069.html
http://refp.deutsch-service.ru/0933041269673046.html
http://vdl.deutsch-service.ru/documentawpkmij.html
http://rehu.deutsch-service.ru/6262996688751363.html
http://vzs.deutsch-service.ru/documentbbmirbl.html
http://wap.deutsch-service.ru/documentbbrxixd.html
http://rih.deutsch-service.ru/documentaaxzxxh.html
http://refh.deutsch-service.ru/0001853450275064.html
http://refh.deutsch-service.ru/0148998657932253.html
http://reim.deutsch-service.ru/7775858858010289.html
http://rehn.deutsch-service.ru/5781174699647043.html
http://reiz.deutsch-service.ru/8692847924343049.html
http://svd.deutsch-service.ru/documentajkudlx.html
http://rehf.deutsch-service.ru/4757549846905162.html
http://vgq.deutsch-service.ru/documentaxhsafx.html
http://refi.deutsch-service.ru/0354642110768042.html
http://deutsch-service.ru/0029566468609843.html
http://vgz.deutsch-service.ru/documentaxkdkeb.html
http://tny.deutsch-service.ru/documentannuoqz.html
http://tgx.deutsch-service.ru/documentalyxahl.html
http://vzz.deutsch-service.ru/documentbbopchl.html
http://reho.deutsch-service.ru/5573469993753713.html
http://rehu.deutsch-service.ru/5940475779051794.html
http://rege.deutsch-service.ru/2428712090058286.html
http://uyb.deutsch-service.ru/documentavkqnnd.html
http://vij.deutsch-service.ru/documentaxrgydd.html
http://sci.deutsch-service.ru/documentafhwgvp.html
http://reih.deutsch-service.ru/7658519171695680.html
http://reis.deutsch-service.ru/8175319048207777.html
http://rli.deutsch-service.ru/documentabpkmej.html
http://tbg.deutsch-service.ru/documentakuaytd.html
http://rmp.deutsch-service.ru/documentabvrbzl.html
http://vtr.deutsch-service.ru/documentbaeezen.html
http://refr.deutsch-service.ru/0971959931465190.html
http://res.deutsch-service.ru
http://regr.deutsch-service.ru/3601660086878217.html
http://rehu.deutsch-service.ru/5961765104763884.html
http://sjg.deutsch-service.ru/documentagunimr.html
http://rehp.deutsch-service.ru/5599096498413234.html
http://rehe.deutsch-service.ru/4888265935108915.html
http://swn.deutsch-service.ru/documentajsimmr.html
http://ugh.deutsch-service.ru/documentarnloer.html
http://rehh.deutsch-service.ru/5075000623369065.html
http://viu.deutsch-service.ru/documentaxtslaf.html
http://rwz.deutsch-service.ru/documentaecwkej.html
http://rejc.deutsch-service.ru/9219758759567107.html
http://taz.deutsch-service.ru/documentakqypzl.html
http://reff.deutsch-service.ru/0046688863411559.html
http://tro.deutsch-service.ru/documentaohipgb.html
http://refw.deutsch-service.ru/1386540694388212.html
http://taf.deutsch-service.ru/documentakmvqxt.html
http://shn.deutsch-service.ru/documentagkwsfp.html
http://refp.deutsch-service.ru/1046619740178981.html