Сборник статей - страница 14

.

Видимо более радикальное решение этой проблемы следует ис­кать в другом пространстве возможностей. Следует обратить вни­мание на естественные способы сжатия (уплотнения) информации. И прежде всего на естественные способы систематизации понятий. Та­кой подход, подсказываемый логикой развития знаний, может ос­новываться на приоритетном изучении "универсальных" математи­ческих структур, помогающих формировать метазнания (знания об организации научных знаний), и проникать в сущность понятийно­го способа фиксации знаний. В результате изучения такого матери­ала будет совершенствоваться интеллектуальный инструментарий учащихся, что позволит им легче ориентироваться в реальном ин­формационном пространстве.

Например, пособие [8] основывается на материале, казалось бы, весьма специфического курса, читаемого на факультете компьютер­ных наук Технологического университета. Но, посмотрев внима­тельнее, нетрудно обнаружить ряд общезначимых тем, с которыми было бы не лишним познакомить и гуманитариев, работающих со словом. Это - множества, отношения, языки и грамматики. Кста­ти, такие же разделы отнесены в [12] к информатике.

В любой отрасли для фиксации специальных знаний используется свой профессиональный язык. Он фактически является кодом, ис­пользуемым коллегами для эффективного обмена фактами и мнения­ми. Например, позиционная система записи больших чисел приво­дит к очевидному (теперь) сокращению количества передаваемых знаков с N до IgN.

Отсюда следует простой вывод: не стоит опасаться высокоабст­рактных понятий (категорий), если они имеют "прозрачную" интер­претацию. Наоборот, лаконичность абстракционизма сокращает время, требующееся для эффективного общения. Так сказать, наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. Происходит как бы уплотнение знаний, - здесь вполне уместно употребить "новый" тер­мин, - методом концептуального сжатия информации. При этом структура концептуальных моделей (моделей мировосприятия) навя­зывается выбранным рабочим языком.


Интегрирующая роль новых информационных технологий .

Компьютерные средства предоставляют: учащемуся - доступ к любым формам "компьютерных знаний" учебного назначения и инструментальную поддержку учебной и практической работы; препо­давателю - возможность проектировать учебную среду, используя разнообразные наборы моделей и данных (в том числе междисциплинарного характера).

Использование компьютера в роли инструмента познания облег­чает уяснение сущности объектов и явлений. Вычислительный экспе­римент с математическими моделями физических, химических, ин­формационных и других процессов служит универсальным средством получения новых знаний по схеме: "проблема- цель- модель- экспе­римент - интерпретация результатов". Глубина понимания связей и отношений между предметами и явлениями определяется умением учащегося самостоятельно "добывать" знания.

Задача дидактической компьютерной технологии - снабдить учащегося удобным инструментом для учебной и практической рабо­ты, для изучения существующих и конструирования собственных систем понятий. При этом основная работа преподавателя будет сводится к организации учебной среды и подготовке вариантов ин­дивидуальных (или групповых) учебных программ и планов. Уро­вень наставнической опеки должен соответствовать индивидуальным огрехам в организации самостоятельной деятельности учащихся (от целеполагания до поэлементного управления учебными операциями).

^ Результирующие умозаключения

Все более очевидным становится феномен новой информацион­ной культуры, отчетливей представляются свойства и проблемы хо­рошо информированного общества.

Характерная черта современной математики - систематическое применение аксиоматического метода, конструктивное представле­ние дедуктивных теорий.

Назрела задача междисциплинарного объединения школьного образования на основе современных представлений об организации научных знаний.

В этой связи имеет смысл вновь вернуться к уточнению места и роли информатики в школьном образовании, воспринимая ее как Фундаментальную науку о способах обработки и использования зна­ний в общественной практике. Техническими и программно-методическими средствами информационных технологий учащиеся Должны пользоваться каждодневно соответственно своему возрасту и тематике занятий. Повседневно пользуясь современным инструмен-

тарием интеллектуального труда, учащийся не только конструирует свое видение мира, но и учится эффективному использованию информационных услуг в собственной учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гнеденко Б. В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. М., 1988.

  2. Груденов Я. И. Изучение определений, аксиом, теорем. М
    1981.

  3. Информатика: теория, практика, задачи (Методические ре­комендации). М., 1988.

  4. Каймин В. А. и др. Основы информатики и вычислительной
    техники: Пробный учебник для 10-11 кл. М., 1989.

  5. Каспржак А. Г, Левит М. В. Базисный учебный план и Рос­сийское образование в эпоху перемен. М., 1994.

6. Клейн Ф. О преподавании геометрии. // "Элементарная мате-
матика с точки зрения высшей". Т. 2. М., 1987.

7. Колмогоров А. Н. Математика - наука и профессия. М., 1988. 8. Кук Д, Бей Г. Компьютерная математика. М., 1990.

9. Метельский Н. В. Пути совершенствования обучения матема­тике. Минск, 1989.

  1. Мухин Ю. Н. Математика "сама по себе". //"Такая разная
    математика. ..". М., 1991.

  2. Нейман Д. Роль математики в науках и в обществе. В серии
    Математика/Кибернетика/. М., 1990. 12.

12. Парницкий Г. Основы статистической информатики. М.,
1981.

Г. В. Дмитриев

Старший преподаватель

^ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНА­УЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННОЙ ГИМНАЗИИ

Существующая ситуация в преподавании естественно-научного цикла в средней школе характеризуется объективно существующими различиями в возможностях восприятия учащимися с гуманитарным и естественно-научным складом ума. Такое деление основано на су­ществовании различных доминирующих языков мышления: язык по­нятий - язык образов [2, 6].

В соответствии с доминирующим языком понятий "естественник" быстро осваивается с основными методами естественно-научного познания, базирующимися на формировании понятий с помощью сравнений, обобщений и выводов. Такие учащиеся довольно легко усваивают существующую программу. Именно такие учащиеся со­ставляют контингент для профильного обучения, как в рамках базо­вого учебного заведения, так и в рамках дополнительного обуче-ния[3]. В отношении преподавания естественных дисциплин этой группе учащихся существуют определенные проблемы, связанные с совершенствованием форм, методов, способов преподавания, а также содержания курсов естественных дисциплин. Эти проблемы существенны, важны, требуют своего решения. Но все-таки в обла­сти подготовки естественников современная школа достигла опреде­ленных успехов, и задача состоит в том, чтобы не снизить уровень подготовки при совершенствовании системы преподавания[1, 6].

Совсем по-другому обстоит дело с обучением гуманитариев. Преобладающий язык мышления у них - язык образов. Образное мышление существенно отличается от понятийного, и именно это отличие ставит гуманитариев в невыгодное, по сравнению с есте­ственниками, положение при обучении естественным наукам тради­ционными методами, формами, способами преподавания. Есте­ственные науки неотделимы от таких категорий, как понятия, и об­разное мышление гуманитариев с трудом справляется с формирова­нием понятий. Поэтому преподавание естественных дисциплин для гуманитариев должно существенным образом отличаться от препо­давания естественникам[2, 8].

Таким образом, существующая образовательная ситуация требу-st изменения, во-первых, в части возможно более раннего разделе-

ния учащихся на потоки по языкам мышления, во-вторых, в создании различных программ и учебных планов по естественным наукам дня естественников и гуманитариев. Причем ни в коем случае не следует допускать гуманитаризацию курсов путем простого их сокра-щения за счет наиболее сложных разделов, или путем упрощения или фрагментарного изложения таких разделов. И уж совсем недопусти­мо уменьшение числа часов в учебном плане, отводимых на изучение этих наук, мотивируемое непрофильностью этих наук для гуманита­риев. Именно сложность процесса восприятия и формирования есте-ственно-научных понятий диктует необходимость по крайней мере сохранять число часов на изучение этих дисциплин на уровне, опре­деляемом базовым учебным планом, а практически установить учеб­ное время для гуманитариев и естественников одинаковым [1, 4, 6].

Как для гуманитариев, так и для естественников существует не­обходимость в введении 2-х - 3-х ступенчатого обучения естествен­ным наукам. В рамках гимназии видится необходимость начать обу­чение с интегрального курса естествознания в 5-х - 6-х классах, включающего в себя начальные сведения об окружающем мире не с точки зрения отдельных наук - физики, химии, биологии, геогра­фии, - а формирующий целостное понятие об объектах изучения ма­териального окружающего мира[3, 7].

Применение принципа универсальности при этом заключает ся в единообразии методов научного познания, применяемых от дельны­ми естественными науками в рамках одного курса естествознания. Общность методов, применяемых для исследований окружающего мира различными науками подчеркивает общность задач стоящих перед этими науками. Именно с этого периода обучения необходимо в доступной форме формировать у учащихся единый диалектический подход к изучению явлений окружающего мира, опирающийся на материалистическое научное восприятие этого мира во всем много­образии сложных взаимосвязанных явлений. Одновременно, на этом же этапе, следует активно использовать формы обучения, ил­люстрирующие возможности языков математики и информатики как универсальных, способных к использованию в любой науке есте­ствознания. Начальный этап обучения естествознанию призван формировать у учащихся общую целостную картину мира (космос, человек, природа, общество)[2, 4, 8]. На этом этапе необходимо вы­явить склонность к образному мышлению и мышлению понятийно­му. На основе рекомендаций учителей подготовить учащихся к раз­делению на разные потоки (гуманитарный и естественно-научный).

Второй этап обучения - 7-8 классы. На этом этапе вводится обу­чение основам отдельных наук: физики, химии, биологии, геогра­фии по отдельным программам для гуманитариев и естественников. Необходимо обязательно сохранить возможность для учащихся ме-

нять свою ориентацию по рекомендации учителей, так как предва­рительное деление на гуманитариев и естественников довольно ус­ловное, да и учащиеся могут менять свое отношение к изучаемым предметам. Программы для гуманитариев и естественников, основываясь на различных подходах, должны предусматривать парал­лельное изучение одних и тех же тем. Для естественников традици­онное изложение с углубленным изучением сущности явлений без из­лишней опоры на математизацию и формулы. А для гуманитариев особый, новый подход, учитывающий их образный, не понятийный язык мышления. Такой подход предполагает некий "перевод" на язык образов понятий на описание явлений природы. Поставленная задача может быть решена несколькими путями.

Во-первых: формирование понятий естествознания путем воздей­ствия на образное мышление через исторический путь открытий тех или иных законов естествознания. Для этого необходимо введение общего курса истории естественных наук для средней и старшей сту­пеней изучения естествознания ( в виде факультатива для естествен­ников и обязательного курса для гуманитариев).

Во-вторых: формирование понятий естественных наук через по­стоянное подчеркивание связей изучаемых явлений с обиход ными, встречающимися в быту, в окружающем техническом и тех нологи-ческом мире, явлениями уже знакомыми учащимся, т. е. использо­вание аналогий, сравнений, использование "мягкого" перехода от утилитарных свойств окружающих предметов быта и техники к принципам их действия. Сокращение до минимума использования математических моделей и операций с абстрактными величинами также способствуют формированию понятий. Особое внимание сле­дует уделять выявлению причинно-следственных связей в изучаемых явлениях. Сведение изучения явлений к получению формул, которые по мнению обучающего и есть итог работы по обучению- широко распространенное мнение среди практикующих учителей. Но именно формулы и являются, чаще всего, трудновоспринимаемой частью содержания дисциплины. Учащиеся с трудом сопоставляют формулу с явлением, которое это формула описывает[8]. Поэтому количество формул необходимо сократить до разумного минимума. Решение за­дач на этом этапе следует сократить также, частично заменив про­ведением лабораторных работ или решением практических задач с использованием лабораторного оборудования. Особенно хочется подчеркнуть важнейшую роль наглядных демонстраций при изложе­нии нового материаладля формирования понятий. Там, где есте­ственникам иногда достаточно предложить умозрительную модель, Для гуманитариев почти всегда необходима демонстрация. Для про­ведения демонстраций следует отбирать в основном такие демонст­рации, которые на простом оборудовании как можно более нагляд­но выявляют сущность изучаемых явлений. Не стремление к эффек-

тивности, к красивым опытам должно ставиться во главу угла Простые, наглядные помогают с большей эффективностью довести до сознания гуманитария сущность тех или иных явлений. Сложные обремененные большим количеством лабораторного оборудования демонстрации уместны и полезны для естественников. Для гумани-тариев такие демонстрации зачастую приносят больше вреда, чем пользы. Сущность явления для них не предстает более понятной, а обрастает еще большим нагромождением сложных для восприятия понятий. Важным подспорьем в изучении может стать компьютер. Использование обучающих программ с мультипликацией зачастую помогает лучше довести сущность тех или иных явлений до сознания учащихся.

На третьем этапе обучения (9-11 классы) предлагается переход к систематическому изучению естественных наук, причем, для есте­ственников необходимо введение многовариантности учебных дей­ствий: лекции, семинары, дискуссии, лабораторный практикум, те­оретические и экспериментальные учебно-научные исследования, практикумы по решению задач. Особое место занимают исследова­ния, проводимые на стыках наук. Как одну из форм работ можно предложить издание школьного журнала научно-учебных исследо­ваний учащихся[3, 5].

Обучение гуманитариев на старшей ступени принципиально не претерпевает изменений по сравнению со средней ступенью. Пред­полагается, что процесс обучения на младшей и средней ступени развивает у учащихся большую восприимчивость к понятийному подходу, что позволяет сблизить содержание программ гуманитари­ев и естественников. Но остается различие в меньшей математиза­ции содержания у гуманитариев, решение задач меньшей сложности, ибо сложное содержание задачи иной раз приводит к ситуации, ког­да за обилием формул и многообразием явлений не видится основная идея. Особое внимание следует уделить позиции учителя в процессе обучения на старшей ступени. Учитель должен отказаться от роли транслятора, передатчика знаний. Он должен занять позицию по­мощника, ведущего в поиске знаний, предлагая в нужный момент изменение или стратегии, или тактики поиска; выбор пути исследо­вания подводит к необходимости смены адекватного языка описания явлений познавательных моделей по мере их усложнения.

Подводя итог можно сформулировать основные задачи, которые стоят перед естественно-научными дисциплинами, — формирование у учащихся: 1) целостного представления об окружающем мире и о месте человека в этом мире; 2) понимания задач и возможностей ос­новных методов научного познания окружающего мира и умения ис­пользовать эти методы как в рамках интегрального подхода, так и в рамках отдельных дисциплин; 3) понимания взаимосвязи и непре-

рывности всех явлений природы, умения находить адекватный язык описания этих явлений; 4) понимания взаимосвязи и дополнения друг другом естественно-научного и гуманитарного подхода в познании мира.; 5) конкретных знаний и умений по естественно-научным дис­циплинам. Понимание основных законов природы, выраженных в рамках отдельных дисциплин, но составляющих основу, фундамент естествознания в целом как науки о строении и организации окру­жающей природы.

В завершение можно сказать, что мы не предлагаем законченную программу реформы системы преподавания естествознания. Она яв­ляется попыткой посмотреть на существующую проблему в препода­вании с позиций автора на основе собственного опыта преподавания и сравнения с ним большого числа публикаций различных авторов. Подробная проработка вышеизложенного с обязательной конкрети­зацией форм, способов и методов обучения и подробное изложение как интегральных, так и основных курсов естественно-научных дис­циплин является целью дальнейшей работы и следующих публика­ции. То же можно сказать о создании дополнительного курса "История развития естествознания".

ЛИТЕРАТУРА

1. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы.

М., 1993.

  1. Давыдов В. В. Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1981.

  2. Инновационные учебные заведения России. М., 1992.




  1. Каспржак А. Г., Левит М. В. Базисный учебный план и рос­сийское образование в эпоху перемен. " М., 1994.

  2. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных
    педагогических поисках. М., 1994.

6. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерность. М.,

1980.

  1. Первые итоги школы-гимназии N67 Москвы. М., 1991.

  2. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М.,

1987.

А. Г. Kacпржак

Директор Московской городской педагогической

гимназии,

Л. Ф. Иванова

Зам. директора Московской городской педагогической

^ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ

1. Общие положения

1.1. Московская городская педагогическая гимназия является образовательным учреждением, ориентированным на работу с уча­щимися, обладающими повышенной мотивацией к учебной деятель­ности, предрасположенными к практической или исследовательской работе педагогов в различных типах учебных заведений.

1. 2. Образовательная программа гимназии строится на основе:

важнейших положений Конвенции о правах ребенка;

- Типового положения об общеобразовательной средней шко­ле;

1. 3. Деятельность МГПГ строится на основе принципов де­мократии и гуманизма, общедоступности и открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, светского характера образования с учетом профессионального определения самого ребенка и его семьи.

1. 4. Реализуя гарантированное государством право на полу­чении образования не ниже государственного стандарта, гимназия предоставляет гражданам РФ, обладающим способностями к уни­версальному образованию и склонностями к интегративным профес­сиям (ученый, учитель, юрист, врач, психолог, социолог и т. д. ) возможность получить за счет бюджетного финансирования образо­вание, достаточное для продолжения обучения в университете или

для быстрой профилизации на базе полученной в гимназии подго­товки.

1.5. Педагогический коллектив МГПГ ведет поиск, направленный на:

1.5. 1. Отработку типовой модели нового типа образователь­ного учреждения повышенного уровня - гимназии;

1. 5. 2. Апробацию на практике современных образовательных технологий, направленных на предоставление учащимся широкого спектра возможностей освоения способов присвоения знаний;

1. 5. 3. Подготовку программных и учебно-методических ма­териалов (учебных планов, схем программ, макетов учебных книг, )а также разнообразных статистических данных для заинтересован­ных специалистов, занятых разработкой федеральных, региональ­ных, гимназических стандартов по предметам (образовательным об­ластям), изучаемым гимназистами на основном (базисном) и про­фильном уровнях;

1. 5. 4. Обогащение реальной педагогической практики дей­ствующего образовательного учреждения опытом различных педаго­гических школ (как целостных, так и построенных на синтезе от­дельных элементов) для обеспечения будущим педагогам возможнос­ти найти свое место в одном из предлагаемых вариантов педагоги­ческой деятельности;

1.5.5. Предоставление учащимся на основе системы выборов (поиска способов) индивидуализации процесса обучения и как следствие такого обучения - гуманизации всей системы отношений в образовательном учреждении;

1. 5. 6. Апробацию создаваемых в стране эксперименталь­ных учебных пособии, учебных книг, иных средств обучения.

Таким образом, данное образовательное учреждение является по сути инновационным, способным гарантировать учащимся доб­ротное усвоение гимназического образовательного стандарта, по­глощающего предусмотренный государством минимум общеобразо­вательной подготовки, а также обеспечивающий условия для осоз­нанного выбора сферы использования полученного в гимназии обра­зования.

1. 6. Исходя из вышеизложенного, МГПГ рассматривается как образовательное учреждение, ориентированное, прежде всего, На привлечение детей интеллигенции. Гимназия призвана способ­ствовать возрождению, сохранению и преумножению интеллекту­ального потенциала России, развитию у ее граждан духовности,

становлению демократической традиции в условиях формирующего, ся гражданского общества и правового государства.

Внешние по отношению к гимназии условия

2. 1. Задача достижения в России уровня образования, адек­ватного мировому - одна из немногих объективно сближающих
представителей разных слоев российского социума;

2. 2 . Наличие российской, а также советской образовательной традиции - одной из признанных вершин мировой образовательной практики;

2. 3. Фактическое отсутствие массовой традиции существова­ния потомственной интеллигенции при острой необходимости для
будущего России формирования такой традиции;

2. 4. Направленность образовательной политики государства на актуальную ситуацию, а не на перспективу, в силу чего элитная школа (ориентированная на интеллектуальную подготовку подрас­тающего поколения) остается едва ли не последним пристанищем ву­зовской, научной и творческой интеллигенции страны;

2. 5. Бедственное материальное положение большинства пред­ставителей интеллигенции и как следствие этого необходимость бес­платного образования для детей, выходцев из этой среды;

2. 6. Неадекватный современным условиям уровень оплаты пе­дагогического труда (фактическое невыполнение Указа N1 Прези­дента Российской Федерации), вынуждающий учителей искать до­полнительные заработки нередко в ущерб качеству основной работы, сокращение притока молодых учителей и как следствие этого - вы­нужденное старение школы.

2. 7. Практическое отсутствие внешнего контроля за профес­сиональной деятельностью в сфере образования и, как следствие этого, распространение в среде учительства наряду с педагогическим творчеством неоправданного "лженоваторства", убежденность от­дельных педагогов в собственной непогрешимости, завышенная са­мооценка уровня профессиональной компетенции, пренебрежитель­ное отношение к серьезному научно-педагогическому поиску.

2. 8. Фактическое разрушение прежней монопольной и едино­образной, но одновременно единой и обязательной системы пере­подготовки педагогических кадров, трудности становления новых форм профессионального совершенствования для педагогов.

2. 9. Неразвитость информационной среды, затрудняющая поиск добротных образцов учебной и научно-педагогической про-

дукции при засилии на рынке педагогической продукции низкокаче­ственных, полукустарных поделок, фактическое отсутствие каче­ственной экспертизы альтернативных изданий для современной щколы.

2. 10. Медленные темпы внедрения новых условий, обеспечи­вающих развитие системы образования, преобладание намерений, деклараций, не обеспеченных адекватными практическими шагами.

Заметное отставание педагогической массовой практики от быстро меняющихся запросов современной молодежи, фактическое отсутствие изучения этих запросов, неразработанность каких-либо научных прогнозов в сфере образования.

2. 11. Школа - одна из немногих относительно устойчивых си­стем в нашем динамично меняющемся обществе. При этом спонтан­ный характер изменений, неясность перспективы сказываются на ис­тощении адаптационных возможностей работников сферы образо­вания. Нарастают стремления к стабильности, тормозящие иннова­ционное движение. Сокращается число подлинно инновационных школ, находящихся зачастую в изоляции, их неизбежный отрыв от господствующей традиции в образовании.

2. 12. Готовность большинства родителей гимназистов, не
взирая на невысокий уровень доходов, заменить активное сотрудни­чество с гимназией платой за дополнительные образовательные ус­луги, спорадический характер контактов между семьей и школой как
следствие чрезмерной занятости родителей и смене приоритетов се­мейного воспитания на приоритеты выживания и экономического
благополучия.

3. Внутренние (гимназические) условия

3. 1. В гимназии усилиями педагогического коллектива созда­ны благоприятные условия для организации современного процесса
обучения и развития:

3. 1. 1. Малая наполняемость классов, групп;

3. 1.2. Хорошее оснащение большинства кабинетов;

3. 1.3. Гимназия практически полностью укомплектована кад­рами;

  1. 1.4. Педагогический коллектив высококвалифицированный;

3. 1. 5. Финансирование гимназии на уровне, значительно превышающем не только федеральные, но и городские нормативы;

3.1.6. Конкурсный набор, позволяющий отбирать учащихся по уровню подготовки.

3. 2. Аккредитация гимназии при МПГУ им Ленина, дающая возможность совмещать выпускные и вступительные экзамены в вуз.

3. 3. Преобладание в практике работы многих учителей препо­давания основ наук, фактически лекторской деятельности при пере­кладывании ответственности за результаты обучения на учащихся, о которых традиционно заботится семья, значительная перегрузка учащихся домашними заданиями .

3. 4. Господство экстенсивного пути ( за счет увеличения числа учебных часов) обеспечения качества подготовки учащихся без учета физиологических данных, мониторинга за состоянием здоровья и динамикой интересов учащихся в зависимости от их возраста.

3. 5. Исторически сложившаяся ситуация, при которой МГПГ стала одной из первых гимназий в новой постсоветской России. Следствием этой ситуации стала уверенность (не всегда оправдан­ная) в собственной исключительности, недостаточно критическое отношение к своей деятельности, "самодостаточность", отсутствие сравнимости результатов деятельности педагогического коллектива с результатами работы родственных и однотипных образовательных учреждении.

3. 6. Хорошие традиции развивающей деятельности, продол­жающие опыт школы 388, привычка педагогов к существованию та­кой деятельности без реальной оценки необходимых для ее поддер­жания затрат материальных и иных ресурсов, развитие указанных традиций усилиями малочисленной группы педагогов-энтузиастов, трудности поиска новых организационных форм развивающей дея­тельности.

3. 7. Снижение за последние годы уровня ответственности пе­дагогов за общее положение дел в гимназии, нарастание под давле­нием внешних условий меркантильных тенденций, неоправданное отношение к существующим в гимназии премиям как к гарантиро­ванной части обязательной оплаты, смешение таких источников до­полнительной оплаты как доплаты, надбавки и премии.

3. 8. Сложившееся за годы перестройки негативное отношение к господствовавшим идеологическим установкам, переросшее в "методический романтизм" (желание насытить программы по гума­нитарным предметам тем новым содержанием, которое прежде было недоступно по идейным мотивам) без учета реальных познаватель­ных возможностей учащихся.

- 3. 9. Переходный характер многих действующих в настоящее время в гимназии программ, подвергнутых корректировке и нужда­ющихся в дальнейшем совершенствовании с учетом накопленного педагогической наукой и практикой данных. Осознанное дополне­ние нового поколения гимназических программ учебными книгами, рабочими тетрадями и иными пособиями, адекватными современ­ным педагогическим технологиям.

3. 10. Объективно назревшая необходимость критического анализа пройденного гимназией пути, воспринимаемая в коллективе неоднозначно ( с расхождением в оценке достижений от безусловного принятия любых нововведений до абсолютного неприятия большин­ства новшеств без достаточных оснований для того и другого). По­тенциальная способность к такому анализу для определения ядром коллектива гимназии выверенной траектории новых поисков.

  1. И. Осознаваемая квалифицированной частью коллектива
    необходимость упорядочения экспериментальной работы, пере­стройка принципов ее планирования, осуществления, анализа ре­зультатов.

  2. Основные концептуальные идеи (задачи)

4. 1. Предоставить учащимся возможность получить образо­вание повышенного уровня ( предусмотреть в перспективе возмож­ность отказа от профильного обучения, переход на новую парадиг­му универсального образования).

4. 2. Обеспечить профильность образования в старшем звене за счет индивидуализации, основанной на системе выборов комп­лекса предметов и объема изучаемого материала (от базисного до углубленного) самим учащимся.

4. 3. Сделать основой гимназического образования обязатель­ную языковую подготовку учащихся. (Под владением языками по­нимается оснащение учащихся "ключами"- родным и иностранными языками, математикой, информатикой, языком научного исследо­вания, познания себя, - позволяющими им в текстах, относящихся к различным областям предметного знани, понимать системообразу­ющие аксиомы.

4. 4. Предоставить возможность учащимся попробовать себя в учебном исследовании в 8 классе на элементарном уровне при изуче­нии элективных курсов, с 9 класса в рамках избранного профиля обучения.

4.5. Для реализации идей гимназического- образования перей­ти от классно-урочной системы к лекционно-семинарской и к работе


в малых группах, сформированных по интересам учащихся. Начать работу по подготовке учебно-материальной базы для перехода обучению по индивидуальным (для каждого ученика) учебным пла­нам с учетом жестко фиксированного обязательного гимназического минимума.

4. 6. Определить итоговый и промежуточные уровни обяза­тельных достижений учащихся. Вести работу по определению (разработке) содержания понятия -учебные достижения в различных предметных областях подготовки гимназистов.

4. 7. Создать эффективную систему отслеживания динамики успехов учащихся в гимназической подготовке с учетом следующих форм мониторинга:

4. 8. Создать службу изучения и прогнозирования запроса
учащихся и их родителей на образовательные услуги, а также адаптационную службу, обеспечивающую комфортные условия для по­ ступающих в образовательное учреждение детей и подростков.

4. 9. Разработать систему мероприятий, направленных на оп­ределение адресности подготовки будущего учителя для различных
типов образовательных учреждений, исходя из идеальной модели выпускника гимназии педагогического профиля.

5. Образовательные проекты, реализация которых обеспечива­ет осуществление первого этапа образовательной программы.

Для решения обозначенных выше проблем, эффективного ис­пользования кадровых ресурсов (административных работников, учителей-предметников, специалистов высшей квалификации) целе­сообразно перейти к организации научно-методической работы в рамках педагогических проектов.

Определить в качестве приорететных следующие проекты:

5. 1. Прогимназия и открытость требовании к достижениям
учащихся в учебной подготовке

Гимназия - учебное заведение, предоставляющее ученику с по­вышенным уровнем мотивации к обучению, возможность присвоить способы интеллектуальной деятельности, позволяющие ему в тек-

стах, относящихся к различным областям предметного знания, по­нимать системообразующие аксиомы, которые и представляют со­бой систему современного универсального образования.

Универсальное образование в современных условиях является преемственным классическому образованию и в силу этого - языко­вым по сути.

5. 1. 1. Основы концептуальной проработки этого проекта осуществлены лабораторией "Гимназия".

На основе концепции предметными лабораториями гимназии (методическими объединениями учителей) под руководством научно-методического совета должны быть осуществлены в течение двух лет, начиная с сентября 1995 года, работы по определению минимально­го уровня требований к достижениям гимназистов (гимназический стандарт) в каждом из предметов учебного плана.

5. 1.2. Промежуточным этапом работы над данным проектом могут считаться:

5. 1.3. Идея проектного предложения состоит в том, чтобы сформулированные и апробированные требования к обязательно­му уровню достижений выпускников 7 класса позволяли ответить на вопросы:

- является ли среднее звено гимназии (5-7 (8?) классы) продолжением начальной школы и какие задачи она решает в подготовке к обучению в старшей школе?

- каковы верхние границы завершения начальной школы (класс)?

- каковы основные параметры подготовки выпускника этой ступени обучения в гимназии ( модель выпускника этой ступени)?

Предстоит определить итоговый и промежуточный уровень дос­тижений учащихся с обоснованием этапов и формы его определения. Гипотетически можно считать 7 класс ступенью, на которой прове­ряются эти достижения.

В 9-х и 11-х классах требования к результатам обучения опре­деляется содержанием выпускных экзаменов, требованиями незави­симой (внешней) аттестационной службы.

5. 1.4. Срок реализации проекта - 3 учебных года, начиная с сентября 1995 года при условии проведения подготовительного пе­риода до 1 июля 1995 года.

5. 2. Выбор видов деятельности в образовательном процессе

Необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащийся мог осознанно выбрать профиль своего обучения в педагогической гимназии, а также уровень (глубину) освоения учеб­ного материала по каждому учебному предмету (образовательной области).


5.2. 1. Первый этап предполагается осуществлять в 5-7 клас­сах гимназии

5. 2. 2. В 8-х классах для этой цели должна быть продолжена работа по совершенствованию элективных курсов.

Основной способ работы ведущего элективный курс - органи­зация индивидуальной (чаще самостоятельной) творческой работы в предметном поле, смежном с будущей профильной подготовкой. В этих рамках учащемуся должна быть предоставлена возможность провести элементарное учебное исследование или его фрагмент.

Отработка модели работы в предметных мастерских как одно­го из вариантов предоставления учащемуся возможности проверить себя в проведении самостоятельного или под непосредственным ру­ководством педагога-мастера учебного или научного исследования и тем самым осуществления самоопределения применительно к из­бранному виду деятельности.

Способом работы учителя в мастерских (исследовательских, методических) является организация проблемного общения в пред­метном поле.

5. 2. 3. В процессе работы над проектом необходимо получить от­веты на следующие вопросы:

- каковы возможные пути сочетания работы в мастерских с ин­дивидуальным учебным или научным исследованием педагога и уча­щегося?

5. 2. 4. Срок реализации проекта - три учебных года, начиная

с сентября 1995 года.

    1. Адресная подготовка учителя

Проект осуществляется в режиме функционирования через лабораторию кураторов и ситему связей с педагогическими вузами. Современная практика школы, иных педагогических учреждений с необходимостью требует изменения подхода к подготовке учителя, воспитателя, социального работника. Отход школы от единообра­зия диктует широкий спектр требований к будущему педагогу, необ­ходимость ориентироваться на адресную подготовку учителя.

Работа педагога включает различные модусы (преподавателя, исследователя, организатора различных сторон жизни детей и др. ). Важно определить, для какого вида, типа, профиля учебного заве­дения готовит МГПГ своих выпускников в перспективе.

5. 3. 1. При реализации проекта предстоит получить ответ на вопросы:

- каков запрос на продолжение педагогического образования у
выпускников гимназии и их семей?

- каковы пути, обеспечивающие социальную защищенность выпускника гимназии, его конкурентоспособность на рынке рабочей силы в будущем?

- какие формы довузовской педагогической подготовки наибо­лее эффективны и перспективны?

5. 3. 2. Концептуальные подходы, этапы реализации проекта должны быть определены действующей в МГПГ лабораторией кура­торов под руководством заместителя директора по профориентации к 1 июля 1995 года.

5. 3. 3. Задачи данного проекта могут быть решены за 2 года, начиная с сентября 1995 года силами ВНИКа кураторов при содей­ствии психологической и в перспективе социологической службы.

5. 4. "Технологическая оснащенность учителя"

Назначение учителя в современной гимназии не столько пере­давать готовые знания, сколько - предоставлять учащемуся возмож-

ность приобретать их в необходимом объеме через обучение гимна­зиста способам присвоения знаний.

5. 4. 1. Целью реализации данного проекта является осуществ­ление технологического оснащения учителя и формирование таким образом специалиста, способного работать в инновационном учеб­ном заведении.

5. 4. 2. Проект может быть реализован в течение 3-5 лет за счет организации постоянно действующих семинаров учителей-предметников и организации стажировок учителей как в инноваци­онных, гак и в массовых общеобразовательных средних учебных за­ведениях.

5. 4. 3. Проект реализуется силами ведущих специалистов - ру­ководителей предметных лабораторий под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

5. 4. 4. Ресурсное обеспечение проекта может быть осуществле­но без привлечения дополнительных финансовых средств за счет со­
ответствующих статей бюджета.


6. Управление гимназией

6. 1. Основной задачей управления инновационным учебным заведением является обеспечение баланса между стабильностью (функционированием) его как школы и развитием как исследователь­ской лабораторией.

6.2. В процессе реализации образовательной программы гим­назии необходимо преодолеть следующие недостатки:

- отсутствие четкого разграничения зон ответственности меж­ду субъектами управления;

- смешение перспективных и актуальных задач, отсутствие
этапности в их решении;

- недостаток достоверной информации о реальном положении
дел в гимназии в целом и по отдельным направлениям ее деятельнос­ти;

6. 3. С целью совершенствования управления гимназией прердлагается плавно перейти на следующую форму управления:

6. 3. 1. Уровень принятия концептуальных решений - Совеща­ние педагогического коллектива и директор, обладающие взаимным Правом вето;

6. 3. 2. Уровень обеспечения стабильности функционирования гимназии :

- заместитель директора по учебно-методической работе - 1 ставка;




6. 3. 4. Каждый член педагогического коллектива может быть руководителем конкретного проекта, получая за это дополнитель­ную оплату в определенных выше размерах.

6. 3. 5. Руководитель проекта получает при его утверждении административно-методическим советом ( представители админист­рации, ведущие специалисты, руководители проектов) смету на реа­лизацию своего проекта.
0188289188318989.html
0188491856966494.html
0188669932330024.html
0188721155644486.html
0188764811858618.html
http://tty.deutsch-service.ru/documentaovzqaz.html
http://refw.deutsch-service.ru/1483675671466194.html
http://rehz.deutsch-service.ru/6638994563918654.html
http://roy.deutsch-service.ru/documentacjbisn.html
http://rehy.deutsch-service.ru/6454716699404335.html
http://reiu.deutsch-service.ru/8450919036501068.html
http://reis.deutsch-service.ru/8309390801541607.html
http://rejg.deutsch-service.ru/9874392629039340.html
http://refr.deutsch-service.ru/1344019704116816.html
http://rehr.deutsch-service.ru/6238970872914366.html
http://vfa.deutsch-service.ru/documentawywayj.html
http://shk.deutsch-service.ru/documentagjgsmz.html
http://refi.deutsch-service.ru/0242106057800037.html
http://ufy.deutsch-service.ru/documentarlwjen.html
http://rejh.deutsch-service.ru/9546063435752632.html
http://tnw.deutsch-service.ru/documentanmzzdx.html
http://regl.deutsch-service.ru/2916691385695626.html
http://tlh.deutsch-service.ru/documentamyhnjl.html
http://rgs.deutsch-service.ru/documentaaosblh.html
http://reio.deutsch-service.ru/8068208429865109.html
http://rehz.deutsch-service.ru/6523905889718773.html
http://tap.deutsch-service.ru/documentakovlbt.html
http://reis.deutsch-service.ru/8501380164708574.html
http://reja.deutsch-service.ru/9430742471346481.html
http://rfl.deutsch-service.ru/documentaaheegf.html
http://refv.deutsch-service.ru/1741616242726134.html
http://sfo.deutsch-service.ru/documentafznqqb.html
http://reho.deutsch-service.ru/5621977280215900.html
http://regg.deutsch-service.ru/2519361283383880.html
http://reia.deutsch-service.ru/6749507268782439.html
http://vxk.deutsch-service.ru/documentbazdwir.html
http://reu.deutsch-service.ru/documentaadifdh.html
http://tjb.deutsch-service.ru/documentamlmumj.html
http://regq.deutsch-service.ru/3481009617544324.html
http://rehg.deutsch-service.ru/4635515843506939.html
http://reha.deutsch-service.ru/4401404672776330.html
http://regl.deutsch-service.ru/2890579823932918.html
http://deutsch-service.ru/0415254491674274.html
http://refh.deutsch-service.ru/0386047636434663.html
http://swi.deutsch-service.ru/documentajrepwj.html
http://rzo.deutsch-service.ru/documentaerrrxx.html
http://rehf.deutsch-service.ru/4801399785699061.html
http://refm.deutsch-service.ru/0740129111988621.html
http://rgh.deutsch-service.ru/documentaalnfph.html
http://regl.deutsch-service.ru/2915838079956523.html
http://rehh.deutsch-service.ru/5196198441767454.html
http://reiu.deutsch-service.ru/8353065958163475.html
http://uwi.deutsch-service.ru/documentavabldp.html
http://sub.deutsch-service.ru/documentajennqv.html
http://umf.deutsch-service.ru/documentaswcsqz.html
http://refm.deutsch-service.ru/0495673649278380.html
http://rehx.deutsch-service.ru/6456974148109968.html
http://refv.deutsch-service.ru/1439931749467797.html
http://refh.deutsch-service.ru/0151258425803851.html
http://reff.deutsch-service.ru/0024206448854032.html
http://reik.deutsch-service.ru/7361902064908257.html
http://refx.deutsch-service.ru/1747518614235786.html
http://rehz.deutsch-service.ru/6405851188228454.html
http://umz.deutsch-service.ru/documentatacojh.html
http://rega.deutsch-service.ru/2245511349399341.html
http://reis.deutsch-service.ru/8406258674572468.html
http://rlb.deutsch-service.ru/documentabmpnsr.html
http://tkt.deutsch-service.ru/documentamvnatl.html
http://ttz.deutsch-service.ru/documentaovtkur.html
http://sdd.deutsch-service.ru/documentaflqerx.html
http://regp.deutsch-service.ru/3593826720519374.html
http://tmr.deutsch-service.ru/documentangadiv.html
http://regz.deutsch-service.ru/4214106797508772.html
http://vwf.deutsch-service.ru/documentbaskoqr.html
http://reie.deutsch-service.ru/6914595746728666.html
http://rehb.deutsch-service.ru/4280117669626267.html
http://sgy.deutsch-service.ru/documentaghumkv.html
http://rehn.deutsch-service.ru/5822631024198063.html
http://refv.deutsch-service.ru/1575410240661781.html
http://tqy.deutsch-service.ru/documentaoecpuv.html
http://rfi.deutsch-service.ru/documentaagkcbh.html
http://til.deutsch-service.ru/documentamidkhl.html
http://regp.deutsch-service.ru/3499102403527492.html
http://rehd.deutsch-service.ru/4678692600392140.html
http://reip.deutsch-service.ru/8001919449476750.html
http://regq.deutsch-service.ru/3605718951694601.html
http://uxb.deutsch-service.ru/documentaveyvgz.html
http://svg.deutsch-service.ru/documentajkactl.html
http://uoa.deutsch-service.ru/documentatfypan.html
http://tth.deutsch-service.ru/documentaorqorx.html
http://reha.deutsch-service.ru/4120040710644380.html
http://rehv.deutsch-service.ru/6296841829976523.html
http://refw.deutsch-service.ru/1610204748703578.html
http://rehm.deutsch-service.ru/5684033890552021.html
http://rege.deutsch-service.ru/2466279957224510.html
http://shj.deutsch-service.ru/documentagkegyb.html
http://rjh.deutsch-service.ru/documentabcntnd.html
http://sjr.deutsch-service.ru/documentagwzkej.html
http://rehy.deutsch-service.ru/6597643998847633.html
http://vxx.deutsch-service.ru/documentbbbxdwz.html
http://refz.deutsch-service.ru/2227262235403478.html
http://rego.deutsch-service.ru/3449441855288695.html
http://spi.deutsch-service.ru/documentaiebtzt.html
http://reiw.deutsch-service.ru/8652911268429472.html
http://whs.deutsch-service.ru/documentbdgkmof.html
http://regc.deutsch-service.ru/1929307638967689.html
http://sme.deutsch-service.ru/documentahliqib.html
http://regp.deutsch-service.ru/3273858708195146.html
http://rehf.deutsch-service.ru/4644611523898084.html
http://smx.deutsch-service.ru/documentahplgmz.html
http://regy.deutsch-service.ru/4431010002368678.html
http://rti.deutsch-service.ru/documentadhsmvp.html
http://uym.deutsch-service.ru/documentavnmvlx.html
http://rmx.deutsch-service.ru/documentabxxhhp.html
http://ryv.deutsch-service.ru/documentaenfrqv.html
http://refr.deutsch-service.ru/1214912890209172.html
http://uhl.deutsch-service.ru/documentarufxzl.html
http://swg.deutsch-service.ru/documentajqxcpl.html
http://waj.deutsch-service.ru/documentbbqgbdx.html
http://ude.deutsch-service.ru/documentaqvyxen.html
http://rejb.deutsch-service.ru/9199371487258726.html
http://reha.deutsch-service.ru/4491409048891197.html
http://wml.deutsch-service.ru/documentbegldth.html
http://rein.deutsch-service.ru/7702334222168486.html
http://siu.deutsch-service.ru/documentagsvdcb.html
http://rsp.deutsch-service.ru/documentaddgfef.html
http://reii.deutsch-service.ru/7559817262359425.html
http://vqc.deutsch-service.ru/documentazjrkkf.html
http://tfi.deutsch-service.ru/documentalrboiz.html
http://regr.deutsch-service.ru/3568891548601439.html
http://refg.deutsch-service.ru/0203123558074542.html
http://svb.deutsch-service.ru/documentajjpwmj.html
http://regf.deutsch-service.ru/2537928605497555.html
http://regy.deutsch-service.ru/4441130168708633.html
http://rehn.deutsch-service.ru/5661309261450195.html
http://rein.deutsch-service.ru/7694310411006557.html
http://snu.deutsch-service.ru/documentahvaunp.html
http://uwo.deutsch-service.ru/documentavczlmf.html
http://rwk.deutsch-service.ru/documentadzqmfp.html
http://reik.deutsch-service.ru/7433414018797853.html
http://regu.deutsch-service.ru/3750220090686166.html
http://rehh.deutsch-service.ru/5205783918009524.html
http://rejd.deutsch-service.ru/9418571176287012.html
http://reir.deutsch-service.ru/8482731652958146.html
http://tof.deutsch-service.ru/documentanpbyzx.html
http://reht.deutsch-service.ru/6297953326690374.html
http://ubp.deutsch-service.ru/documentaqnrmpd.html
http://rehb.deutsch-service.ru/4067908084383711.html
http://vzn.deutsch-service.ru/documentbbkvzdp.html
http://tji.deutsch-service.ru/documentamnrnin.html
http://vtx.deutsch-service.ru/documentbaflelt.html
http://refm.deutsch-service.ru/0770173183153297.html
http://rehh.deutsch-service.ru/5045545438317051.html
http://regl.deutsch-service.ru/3002098103270677.html
http://whr.deutsch-service.ru/documentbdfivpx.html
http://reho.deutsch-service.ru/5840826482329911.html
http://reik.deutsch-service.ru/7506301304529260.html
http://vbc.deutsch-service.ru/documentawbwnlh.html
http://refi.deutsch-service.ru/0045434965401170.html
http://vrp.deutsch-service.ru/documentazscroz.html
http://rehw.deutsch-service.ru/6584985648426004.html
http://tda.deutsch-service.ru/documentaldlyon.html
http://srj.deutsch-service.ru/documentaiolxrd.html
http://regu.deutsch-service.ru/3876889079770840.html
http://uid.deutsch-service.ru/documentarzbvqv.html
http://tyg.deutsch-service.ru/documentaptfrrd.html
http://reid.deutsch-service.ru/7149139016164712.html
http://regg.deutsch-service.ru/2382156916949921.html
http://rvv.deutsch-service.ru/documentadwbeer.html
http://rxx.deutsch-service.ru/documentaehzmfx.html
http://scx.deutsch-service.ru/documentaflctoz.html
http://swa.deutsch-service.ru/documentajpbgnh.html
http://uql.deutsch-service.ru/documentattxlyf.html
http://sci.deutsch-service.ru/documentafgvgej.html
http://rehr.deutsch-service.ru/6292630131170556.html
http://rejb.deutsch-service.ru/9424411759577607.html
http://tmh.deutsch-service.ru/documentandmdjl.html
http://wir.deutsch-service.ru/documentbdlbkaz.html
http://regg.deutsch-service.ru/2515776062676115.html
http://regy.deutsch-service.ru/4475533443562460.html
http://rgt.deutsch-service.ru/documentaapdmub.html
http://scp.deutsch-service.ru/documentafixrwb.html
http://txb.deutsch-service.ru/documentapmqyib.html
http://rehp.deutsch-service.ru/5792898736696464.html
http://regp.deutsch-service.ru/3242454527668955.html
http://refy.deutsch-service.ru/1987734843535709.html
http://rwx.deutsch-service.ru/documentaedbzdp.html
http://tad.deutsch-service.ru/documentakmqdkz.html
http://refx.deutsch-service.ru/1534022392376042.html
http://vld.deutsch-service.ru/documentayglbef.html
http://regh.deutsch-service.ru/2461503871034232.html
http://reje.deutsch-service.ru/9160036314080348.html
http://sas.deutsch-service.ru/documentaezcosn.html
http://rehm.deutsch-service.ru/5511557758284958.html
http://rehk.deutsch-service.ru/5326063178559162.html
http://regr.deutsch-service.ru/3426389673200941.html
http://refl.deutsch-service.ru/0494280536886965.html
http://reiy.deutsch-service.ru/8725354651686404.html
http://rehc.deutsch-service.ru/4619796705094241.html
http://refk.deutsch-service.ru/0700994118424305.html
http://tpo.deutsch-service.ru/documentanwpcyz.html
http://regx.deutsch-service.ru/4317294567196010.html
http://tbl.deutsch-service.ru/documentakumipl.html
http://reis.deutsch-service.ru/8546521975502049.html
http://ttd.deutsch-service.ru/documentaorfnsj.html